(Mar adentro)
драма
Реж. – Алехандро Аменабар
В ролях: Хавьер Бардем, Белен Руэда, Лола Дуэньяс, Мабель Ривера
Франция – Италия – Испания, 2004
Когда испанского классика Альмодовара спросили, смог бы он повторить судьбу Алехандро Аменабара, мудрый Педро изрек: "Я не думаю, что он сам бы смог ее повторить". И правда, судьба завидная. В 24 года – дебют "Снаф". В 25 – шедевр "Открой глаза". В 28 – голливудский проект "Другие". В 32 – "Оскар" за "Море внутри" и еще куча наград, включая 14 статуэток "Гойя". Столько нет даже у Альмодовара. И все же дон Педро оказался прав. Аменабарне смог повторить себя. Или не захотел. Фильм "Море внутри" снят на основе реальной истории парализованного Рамона Сампетро, который 30 лет пытался доказать суду, что "жизнь – это право, а не обязанность". Этот мужественный человек написал книгу об эвтаназии. Измученный, он упокоился с миром, приняв яд из рук близкой подруги.
За роль Рамона Хавьер Бардем получил заслуженный приз на Венецианском МКФ. Это высочайший уровень трансформации – теперь красиво состаренная крупная голова Бардема с палочкой в зубах и его скукоженное тело – в одном ряду с Шарлиз Терон из "Монстра". А иногда он просто мистически похож на Де Ниро из "Пробуждения". Неудивительно, что в фильме по нему сохнут сразу три женщины. Но увы, "Море внутри" – не "фильм Аменабара", а некий "фильм производства Евросоюза". Таких десятки – об украинских секс-рабынях, турецких гастарбайтерах в Германии и прочих "актуальностях" этого новообразования. Как и все "евросоюзовское кино", "Море внутри" лишено какого-либо национального колорита, арт-хаусной безбашенности, провокативности и американской сентиментальности, зато приправлено изрядной долей политкорректности: даже сюда умудрились впихнуть антитабачную пропаганду. А единственный экспрессивный кадр, где обнаженный Бардем с атрофированными конечностями через камеру обращается к суду, опошлили, ханжески прикрыв тряпицей его половой член.
Фильм грешит переизбытком крупных планов, драматургически вял, визуально банален и никакой другой приманки для зрителя, кроме актуальности темы с точки зрения "еврочиновников", не имеет. Этот формат не под силу побороть даже гению Аменабара. Который, правда, сочинил удивительно красивую музыку для финальных титров.
Е.С.
В "Доме Кино" с 25.04