"Бизнес": "Газель" в эксплуатации дороже некоторых иномарок"

"Бизнес": "Газель" в эксплуатации дороже некоторых иномарок"

Самый популярный коммерческий автомобиль России - "Газель" - оказался лишь на третьем месте в рейтинге стоимости владения.

Самый популярный коммерческий автомобиль России - "Газель" - оказался лишь на третьем месте в рейтинге стоимости владения. Тем не менее иностранцам еще долго не удастся вытеснить отечественного конкурента из лидеров продаж: во-первых, многие покупатели "Газели" ремонтируют ее своими силами и не тратятся на сервис, во-вторых, далеко не все научились считать деньги и смотреть дальше стартовой цены, пишет газета "Бизнес".

Итоги исследования "Бизнеса" по стоимости владения коммерческими автомобилями выглядят достаточно сенсационно. Лидер рынка - "Газель" - занимает далеко не первое место, уступая сразу двум иномаркам. Тем не менее, ГАЗ продал в прошлом году более 85 тыс. "Газелей" моделей 3302 (с бортовой платформой) и 2705 (цельнометаллический фургон) без учета автобусов. В то же время общие продажи иномарок (с учетом и автобусов, и малых коммерческих автомобилей-"каблуков") едва перевалили за 5 тыс.

Перевозчики объясняют любовь к продукции ГАЗа привычкой и ремонтопригодностью. "Нам выгоднее приобретать „Газели": они изначально дешевы и выдерживают семь-восемь лет интенсивной эксплуатации,- говорит менеджер по грузоперевозкам ЗАО „Авто-40" Станислав Бурмакин.- Да, они часто ломаются, но у машины все „болячки" хорошо известны".

Особенно остро стоит вопрос ремонта в регионах. "Если брать за ориентир Москву, то перевозчик вполне может работать на иномарках - они престижны, комфортны для водителя и экспедитора, нет особых проблем с сервисом, ее ликвидность при продаже выше,- уверен менеджер компании „Рустранс" Александр Жирнов.- Но если машина отъезжает за 500 км от Москвы, то при поломке с иномаркой возникают серьезные проблемы. Парк импортных грузовиков в этом сегменте даже в столице еще мал, и хорошо налаженного сервиса этих автомобилей пока нет. Для нашей компании, работающей не только в Москве, самый оптимальный вариант на сегодня - „Газель"".

"Приобретать импортные грузовики аналогичного класса нам невыгодно,- полагает и Станислав Бурмакин.- Во-первых,просто потому, что они дороги: за цену одной иномарки можно приобрести две-три „Газели", а значит, мы в три раза больше сможем перевезти грузов и получить в три раза больше прибыли. Во-вторых, иномарка не более трех лет на наших дорогах выдерживает прибыльный режим эксплуатации, а далее начинает требовать частых и дорогостоящих ремонтов".

"К иномаркам мы придем достаточно скоро, но пока их время не наступило",- резюмирует Жирнов.

Действительно, ключевые моменты для перевозчиков: собственная ремонтная зона и отсутствие возможности получить качественный ремонт за пределами МКАД. Во всем мире принято разделять основной бизнес - в данном случае перевозочный процесс - и сервис, отдавая последний на откуп профессионалам. В России же привыкли обходиться своими силами.

"У нас своя добротно оборудованная ремонтная зона, и проще за час-два устранить неисправность и отправить машину на линию, закупая на склад для ремонта недорогие запасные части, которые можно приобрести в любом магазине,- говорит Станислав Бурмакин из ЗАО „Авто-40".- Если же наш автомобиль сломается далеко за пределами Москвы, то все равно его легко и относительно дешево можно отремонтировать. Сервисы в регионах, даже придорожные, легко справляются с неисправностями „Газелей"". Если автомобиль обслуживается не на станции официального дилера (а именно данные одного из них мы использовали в расчетах стоимости обслуживания "Газели"), а в собственной ремонтной зоне, возможно, эксплуатация "Газели" будет дешевле иномарки. Однако при этом водитель или специально нанятый мастер, состоящий в штате перевозчика, вынуждены тратить время. Да и ломаются "Газели" обычно чаще иномарок, а это также может сулить потери для бизнеса. Заметим, что в расчетах "Бизнеса" этот фактор не учтен: мы считали стоимость нового автомобиля плюс цену его обслуживания у одного из официальных дилеров Москвы (выбранного случайным образом), стоимость ОСАГО, транспортного налога, топлива (исходя из заявленных производителем характеристик) и цену автомобиля при перепродаже. Цена обслуживания рассчитывалась, исходя из стоимости регулярных ТО, к ним приплюсовывалась периодическая замена "расходных" материалов, например, тормозных колодок, свечей и т. д., если они не входили в стоимость самого ТО. В то же время не учитывались работы по замене деталей подвески, лампочек, а также по внеплановым ремонтам.

Как отмечает издание, еще один важный момент - стартовая стоимость. Если бы "Газель" была дешевле Transit на 10–20%, вероятно, многие перевозчики сделали бы выбор в пользу иномарки. Однако разница в цене между базовыми моделями доходит до трехкратной. А малому и среднему бизнесу не так просто вывести из оборота дополнительно $15 тыс. Поэтому многие сознательно идут на покупку "Газели" и расплачиваются высокой стоимостью владения за низкую цену покупки. Вероятно, с более широким распространением лизинговых схем иностранным производителям будет проще работать с конечным покупателем, которого отпугивает цена $20 тыс. за один автомобиль. Пока же, как стало известно "Бизнесу", Ford только работает над собственной лизинговой программой, которая могла бы сделать дорогостоящую покупку не столь обременительной.

"Газель" уступила победителю рейтинга - Ford Transit - почти $2 тыс. в расчете на один автомобиль. Связано это с тем, что иномарка проходит регулярное техобслуживание раз в 25 тыс. км, а отечественный автомобиль - каждые 10 тыс. км, при этом до достижения первого ТО необходимо дважды заезжать на сервис - таковы условия гарантии. "Газель" с самым недорогим карбюраторным мотором проигрывает "Транзиту" с дешевым дизельным в топливной экономичности: при нынешних ценах на бензин на 100 тыс. км можно сэкономить более $1,5 тыс.

А при создании парка из пяти машин выгода работать с иномаркой куда более очевидна: разница в стоимости владения доходит до $11 тыс. (а это почти половина стоимости нового Ford Transit). Представительство Ford в России совместно с дилерами более гибки в ценовой политике и могут предоставить совместную скидку до 5%, тогда как ГАЗ не имеет корпоративной программы, никто скидку на партию машин не дотирует, и дилер "из уважения" к крупному клиенту сам предоставляет скидку в 1–3%. Пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой отказался комментировать "Бизнесу" итоговый результат рейтинга.

Второе место в рейтинге стоимости владения - у грузовика KIA K2700. Правда, как уже писал "Бизнес", он временно снят с производства на заводе "Автотор". Корейский калининградец достаточно дорог в обслуживании, но выигрывает у "Газели" благодаря экономичности: заявленный расход топлива - 6,6 литров солярки на 100 км.

Две "Газели" - грузовик и цельнометаллический фургон - в рейтинге стоимости владения парком из пяти машин разделил Citroen Jumper. Благодаря политике скидок, которые у дилеров Citroen совместно с представительством достигают 10% на партию из пяти машин и 15% при сервисном обслуживании, стоимость владения опускается ниже $13 тыс. на машину, что в принципе сопоставимо с "Газелью". А цельнометаллический фургон и вовсе оказывается в проигрыше.

Брат-близнец Peugeot Boxer и Citroen Jumper FIAT Ducato выступил на том же уровне, что и французские соплатформенники. Однако при покупке пяти машин выгоднее посмотреть все же на французов: там больше возможностей для скидок, да и с наличием запчастей полегче. У FIAT в Москве сейчас осталось три дилера, причем обслуживать Ducato могут лишь два из них - на третьем сервисе нет специального подъемника для этих машин. С учетом мизерных объемов продаж машины, вряд ли можно ожидать наличия необходимых запчастей у дилера, а это может обернуться серьезными простоями. Кроме того, непопулярность марки выливается в низкую цену при перепродаже - дешевеют итальянцы быстрее, чем французы.

Безоговорочные лидеры по дороговизне стоимости владения - Mercedes и Volkswagen. Беда "народной марки", бывшей до нынешнего года лидером в сегменте коммерческих автомобилей, в том, что для дизельных двигателей установлен межсервисныйинтервал в 7,5 тыс. км - в два раза меньше, чем для бензиновых. В то же время у Ford ситуация обратная - с бензиновым двигателем на ТО на 100 тыс. км надо появляться пять раз, а с дизелем - четыре. И без того недешевый сервис Volkswagen при удвоенной частоте выходит золотым для владельца Transporter на платформе T5. Недешево также обслуживать и Mercedes-Benz Vito: 100 тыс. км пробега обойдутся почти в $5 тыс. К тому же этот автомобиль - самый дорогой в своем сегменте: ничего не поделаешь - премиум-брэнд. И стоимость владения им оказывается в два раза дороже, чем Ford Transit.