"Бизнес": Страховщики избавляются от неугодных клиентов по ОСАГО

"Бизнес": Страховщики избавляются от неугодных клиентов по ОСАГО

Страховые компании, подведя первые итоги действия закона об ОСАГО и выяснив наконец, какие именно клиенты являются невыгодными, теперь стараются всеми силами избавиться от них.

Страховые компании, подведя первые итоги действия закона об ОСАГО и выяснив наконец, какие именно клиенты являются невыгодными, теперь стараются всеми силами избавиться от них. Методы применяются самые разные, и можно только позавидовать изобретательности страховщиков. Чего стоит, например, одно из предложений посетить для получения ОСАГО офис страховой компании, находящийся на 25 этаже в здании, где нет лифта.

После полутора лет работы с "автогражданкой" страховщики смогли более или менее четко нарисовать портрет клиента по ОСАГО.

Статистикой, например, доказано, что водители корпоративных автомобилей ведут себя на дороге менее аккуратно, чем владельцы собственных машин. Стаж вождения, как выясняется, намного важнее, чем возраст водителя. А вот проблема борьбы полов на дорогах, вопреки расхожему мнению, надуманна: да, женщины чуть чаще бьют машины, чем мужчины, но меньшая средняя сумма убытка вполне компенсирует эту разницу.

С результатами этого анализа в минувшую пятницу знакомил общественность вице-президент РСА, генеральный директор Межрегионального страхового соглашения (МРСС) Семен Акерман. Конкретная статистика была взята им из отчетности по ОСАГО страховой компании "Отечество", работающей в Москве в рамках союза страховщиков Урало-Сибирского соглашения (см. таблицу).

Результаты исследования показали, что, утверждая тарифы по ОСАГО, правительство во многом правильно представляло себе образ страхователя. Как говорит Игорь Терехов, начальник отдела ОСАГО группы "Ренессанс Страхование", правительство ввело вполне разумные тарифы. К примеру, коэффициент для автомобилей с мощностью до 50 л. с. составляет 0,5, а для 95 л. с., к числу которых чаще принадлежат иномарки,- 1,3. Более высокую убыточность парков юридических лиц страховщики объясняют тем, что компании чаще, чем граждане, доводят страховые случаи до логического конца - то есть до выплаты. Однако спустя полтора года действия ОСАГО выявился и ряд проблем, которые правительство предугадать не могло. В частности, сейчас страховщики начали активно избавляться от клиентов, которые приносят наибольшее количество проблем.

По действующему законодательству, страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу автомобиля, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора. Между тем многие компании уже давно не скрывают, какого клиента они приветствуют с большей охотой. По словам Семена Акермана, в ближайшее время ориентация на вполне определенных клиентов только усилится. "Если в течение первого года работы по ОСАГО компании в основном боролись за клиента, то теперь с помощью обработанных данных они начинают выборку портфеля",- поясняет он. Проведенный "Бизнесом" блиц-опрос страховщиков показал, что способы, которыми компании производят такого рода селекцию, очень часто весьма нетривиальны.

Обычно селекция осуществляется с помощью "беготни за клиентом" - когда страховые компании располагают точки продаж рядом с элитными автосалонами, на дорогих АЗС, где принимают оплату пластиковыми картами. "Но селекцию можно организовать и таким образом, что агентам будет невыгодно приводить тех клиентов, которые не интересны страховщику. Это можно сделать с помощью установления разного уровня комиссионного вознаграждения",- поясняет Денис Макаров, руководитель проекта ОСАГО группы "АльфаСтрахование". А Семен Акерман утверждает, что страховщики в регионах отправляют нежелательных клиентов за покупкой полиса в Москву, формально при этом ему не отказывая в ОСАГО. "Региональные страховщики просто говорят нежелательным клиентам, что заключать договор придется в Москве, так как они работают по доверенности",- пояснил Акерман. "Это нарушение законодательства, но о случаях наказания таких страховых компаний я не знаю",- комментирует Игорь Терехов.

По словам Семена Акермана, неблагоприятные процессы на рынке этим не ограничиваются. "Мне известны случаи, когда компании платят своим агентам комиссионные в размере 40%",- говорит он. По оценке руководителя МРСС, через два года эти компании не будут обладать должной финансовой устойчивостью, и осуществлять выплаты их клиентам будет просто некому.

"Платя агенту не 40%, а даже 15%, страховщик тем самым роет себе могилу. Ведь статистика по ДТП растет, а инфляция и падение доллара постепенно увеличивают стоимость ремонтных работ и автомобилей, соответственно, растут и объемы выплат. К этому стоит добавить и грядущее увеличение лимитов ответственности по ОСАГО",- отмечает Александр Моисеенко, руководитель проекта InsNEWS. По его словам, к концу лета - началу осени станет известно о первых проблемах страховщиков. "До банкротства, надеюсь, не дойдет, но отзывов лицензий и передач страховых портфелей можно ожидать",- добавляет он.