В такт

В такт

При двухтактном цикле работы (слева) эффективная продувка цилиндров обеспечивается при помощи турбонаддува Год назад известная инжиниринговая фирма Ricardo при поддержке правительства Великобритании и ряда автопроизводителей.

При двухтактном цикле работы (слева) эффективная продувка цилиндров обеспечивается при помощи турбонаддува

Год назад известная инжиниринговая фирма Ricardo при поддержке правительства Великобритании и ряда автопроизводителей, в частности Ford, завершила первый этап разработки необычного автомобильного двигателя. Изюминка мотора в том, что он может автоматически переключаться с двухтактного на четырехтактный цикл работы. Зачем это нужно? Дело в том, что современные бензиновые двигатели очень «зажаты» по нормам токсичности и экономичности из-за чего страдает тяга на низких оборотах. Отчасти в этом «виновен» сам четырехтактный цикл — ведь эффективным оказывается только каждый второй оборот коленвала. Поэтому инженеры Ricardo решили заставить двигатель работать «на низах» по двухтактному циклу, который при том же рабочем объеме позволяет развить большую мощность и крутящий момент. Впрочем, и этот цикл не беспроблемный — неоптимальное наполнение цилиндров с ростом оборотов становится только хуже. Но этот недостаток призван компенсировать приводной нагнетатель, а на высоких оборотах двигатель автоматически перейдет на четырехтактный цикл работы.

Переключением главным образом заведует электрогидравлический клапанный механизм, а также «перенастраивающиеся» системы непосредственного впрыска и зажигания. По расчетам создателей, таким образом удастся получить до 50% дополнительного крутящего момента на низких оборотах, на 30% снизить расход бензина и выбросы СО2, а отдача 2-литрового шестицилиндрового мотора будет сопоставима с 3-4-литровой «восьмеркой»!
Но пока все это — лишь компьютерные расчеты. Программа по воплощению идеи «в металле» стартовала только что и будет в первую очередь ориентирована на автомобили премиум-класса, для которых за основу взят 2-литровый двигатель V6. Роль «вожака» и координатора проекта под названием 2/4SIGHT возложена на фирму Ricardo, разработкой системы непосредственного впрыска займется Denso, а переключением «тактности» — фирма Ma 2T4. Ожидается, что отпущенные 1,9 млн фунтов не пропадут даром и первый прототип мотора появится через 2,5 года.

П. КАРИН