«Я видел Гитлера!»

«Я видел Гитлера!»

Ветеран войны до сих пор жалеет, что не дотянулся до винтовки

Ветеран войны до сих пор жалеет, что не дотянулся до винтовки.

В действующую армию Борис Калиберов попал в 20 лет. Служить начинал радистом в районе нынешнего Североморска. Правда, в те годы там располагались лишь наши военные базы Ваенга и Ваенга-2. Борис Яковлевич прошел всю войну, видел Гитлера и стал свидетелем единственного в истории Второй мировой войны боя между союзниками - СССР и США.

Фашисты притворялись американцами
- Сразу же после майских праздников 1941 года мы обратили внимание на странный самолет-гидроплан, который то и дело появлялся над нашей территорией. Как-то раз эта «птица» подлетела особенно близко к берегу. Наши истребители пошли на перехват. Сбивать его не стали. На связь машина не выходила упорно. Летчики смогли лишь разглядеть американские опознавательные знаки на крыльях и фюзеляже. Чужой самолет успешно посадили.

Как же мы удивились, когда оттуда вышел экипаж. Все шестеро - офицеры немецкой армии. С гидроплана они проводили аэрофотосъемку местности. Немцев отвели в штаб и долго допрашивали. Я был переводчиком на допросе. Один из пленных сознался, что в 20-х числах июня Германия нападет на нашу страну. Немцам ни-кто не поверил, хотя всех их срочно отправили в Москву. А с нас взяли подписку о неразглашении государственной тайны. Сложно описать словами, что мы почувствовали утром 22 июня.

Встреча с Каплан
С началом войны подразделение, где служил Борис Калиберов, постоянно меняло место дислокации. В Кеми молодых летчиков разместили в самой настоящей тюрьме. Один из них даже узнал каким-то образом, что именно здесь большевики держали Фанни Каплан.

- У нас был спирт, и мы им напоили одного из сотрудников тюрьмы. Вот он-то и проговорился, что несколько лет подряд следил за женщиной, стрелявшей в Ленина. За решеткой у Каплан родился ребенок. В тюрьме по этому поводу случился страшный скандал. Начальство и сотрудники НКВД долго искали отца младенца, но террористка его так и не выдала. Кончилось все тем, что малыша у Каплан забрали и ужесточили ее изоляцию.

Фюрер на передовой
Воевал Борис Калиберов и под Сталинградом. Начинал служить в штабе армии. И тут 22-летнего парня угораздило влюбиться в молодую медсестру. А за девушкой принялся ухаживать один из старших офицеров. Увидев в юноше конкурента, он сделал все, чтобы отправить его на передовую. Там Борис Калиберов и увидел Гитлера. Историки зафиксировали, что это был единственный раз, когда глава нацистов выезжал на линию фронта, чтобы поднять боевой дух солдат. Свидетелем появления Гитлера у окопов наш земляк стал совершенно случайно.

- Никогда не забуду то утро. Проснулся я рано. Солнце только поднялось над землей. Незадолго до этого мы перешли на новую точку, расположенную особенно близко к позициям немцев. Враг был виден как на ладони. Внезапно на позициях появилась группа приблизительно из 10 человек. Посмотрев в бинокль, я не поверил своим глазам. В окружении офицеров стояли Гитлер и Геринг. Первый тоже смотрел в бинокль на наши позиции. Ошибиться я не мог.

Множество раз я видел оба ненавистных лица в кинохронике и газетах. Уверен, это были именно они! Меня охватило какое-то оцепенение. Постояв недолго у окопа, немцы ушли. Эх, если бы я тогда дотянулся до винтовки или пистолета!

Бой с американцами
Войну Борис Калиберов закончил в Висбадене, на границе Австрии и Германии. Тогда наши летчики в первый и единственный раз сошлись в бою с… американцами.

- Наша автоколонна двигалась по немецкой территории, когда рядом оказалась целая эскадрилья американских бомбардировщиков. Вполне возможно, что они приняли нас за фашистов. Потому что на наших солдат посыпались американские бомбы. А потом налетели наши истребители. Завязался воздушный бой. Американцы пытались уйти, наши летчики сбивали их, полагая, что это немцы пересели на чужую технику. В тот день сбили 14 американских самолетов.

Сергей АНДРЕЕВ
Фото из архива Бориса Калиберова