Иван Уралов: Меня раздражает напористая и грубая реклама

Иван Уралов: Меня раздражает напористая и грубая реклама

На вопросы читателей отвечает главный художник города Иван Уралов.

На вопросы читателей отвечает главный художник города Иван Уралов.

Разговаривать об эстетике городской среды - совсем не то, что о строительстве или ремонте дорог. Там все четче и понятнее - дом должен быть возведен в срок, улица залатана. А вот какой памятник где поставить, хорошо ли смотрятся вывески на иностранном языке и реклама с изображением обнаженного тела - это, в общем-то, дело вкуса. Кому-то нравится, кому-то нет.

Сегодня о своем отношении к этому и многому другому нам рассказал главный художник Иван Уралов.

- Иван Григорьевич, добрый день! Беспокоит вас житель Петербурга, блокадник. Сейчас много говорят о приватизации наших питерских дворцов. Как вы к этому относитесь?

- Это не моя сфера деятельности. Вопрос этот находится под строгим контролем губернатора и КГИОПа. Но я могу высказать свое мнение. Приватизация памятников неизбежна и необходима. Это общемировой опыт - такие примеры есть и в Италии, и во Франции, и в Великобритании.

Когда государству слишком обременительно содержать памятники, оно сдает их в аренду или продает. Это, разумеется, не касается самых крупных и знаменитых объектов, таких как, например, Эрмитаж или Лувр.

Я думаю, что государству нужно разработать систему требований к владельцам зданий, гарантирующих сохранность памятников. И, конечно, нужно сделать так, чтобы памятники были открыты для посещения горожан.

- Это Владислав Валентинович вам звонит. Я хотел спросить про памятник Александру Второму, который Украина нам хотела подарить за то, что мы установили памятник Шевченко. Где он появится?

- А он уже передан в Петербург. Это скульптура работы Антокольского. Она чрезвычайно интересна. Разговор о том, чтобы ее передать в дар, шел очень давно, еще во времена Анатолия Собчака.

К 300-летию города бронзовая копия памятника и была принесена в дар. Этот памятник находится на Суворовском проспекте, и для него делается постоянный гранитный постамент.

- А вы знаете, что на Манежной площади, у кинотеатра «Родина», стоял памятник Александру Второму?

- Это был не Александр Второй, а великий князь Николай Николаевич. Конная статуя огромного размера с многофигурной композицией.

В свое время его демонтировали - пришла новая власть, художественная общественность не встала на защиту этого «малоценного», с их точки зрения, художественного произведения.

- А как вы относитесь к творчеству Церетели? Не раздражает ли вас, что он пытается всучить городу свои памятники?

- Не думаю, что корректно обсуждать творчество моих коллег. У всех мастеров есть удивительно хорошие вещи, и среднего качества, и неудачные.

- Здравствуйте, беспокоит вас жительница Гражданки Ирина Дмитриевна. Центр города у нас, конечно, красив. Много памятников, как старинных, так и новых. Почему бы хоть как-то не украсить и новостройки? Поставить там хотя бы небольшие скульптуры?

- Вы правы. Районы новой застройки достаточно унылы. Но в то же время вид их уныл, потому что сами горожане их такими делают. Беспорядочно остекляют лоджии, не согласовывая это с администрацией. Хотя по закону они обязаны это делать. Делают это зачастую из подручных материалов, превращая балконы в скворечники. Кроме того, вспомните о таком явлении, как вандализм.

Яркий пример - фактическое уничтожение памятника Первостроителям Петербурга работы Михаила Шемякина на Выборгской стороне. А это даже не спальный район! А представьте, мы поставим памятники на окраинах, а их просто разобьют! Смысл? Но можно сделать другое.

Например, ввести в нормальную практику проведение так называемых скульптурных пленэров, когда скульпторы на какой-то площадке на свежем воздухе делают работы на заданную тему. Например, из гранита. Это достаточно прочный материал, да и труд дешевле, потому что работают они не на заказ.

Потом эти работы остаются в парке, сквере, на площадке - словом, там, где они работали.

- Сейчас буквально размножаются так называемые летние кафе под отвратительными зонтами с рекламой, где торгуют исключительно пивом. Может, лучше открыть поменьше, но получше, как, например, в Париже?

- Вы знаете, есть регламент открытия таких кафе. Что это такое? Это свод документов, которые определяют их внешний вид. Колористику, места для размещения рекламы, ограждения. Но вообще-то, по большому счету, это все не кафе, а действительно пивные.

А как они в таком виде появляются? Например, фирма-владелец согласовывает с нами зеленые зонты, а ставит розовые. И особенно не придраться. Регламент-то есть, а механизма сбора штрафов нет. Но я думаю, что с этого лета такая практика появится, и безобразных пивных станет меньше.

- А вас не раздражает реклама, которую вы видите на улицах города?

- Многое не нравится. Однако, к сожалению, у нас нет органа, который бы ее контролировал. У нас достаточно вольный закон о рекламе. Можно многое оспорить, опираясь на него. Что можно сделать? Издать городское постановление.

И если его поддержит народ, то кое-что изменить можно. Но пока вся полиграфическая реклама, которая приходит в город, минует административные органы. Лично меня раздражает напористость рекламы, грубость.

В Петербурге, мне кажется, она должна разговаривать с потребителем спокойно и информативно. Очень грубую и некрасивую рекламу часто размещают ночные клубы.

- Добрый день, Иван Григорьевич. Одно время много говорили о памятнике Бродскому. Так поставят его или нет?

- К сожалению, «Альфа-банк» приостановил финансирование. Конкурс же проведен. Пока в этом деле наступила некоторая неясность. Проект выбран. Его авторы - скульптор Владимир Цивин и архитектор - Феликс Романовский.

Из себя памятник представляет художественно оформленный спуск к Неве в районе Горного института. Это две вертикальные стелы со стихами Бродского, уходящие в воду.

Подарочек

Возможно, вскоре золоотвал, что сразу за Ледовым дворцом у станции метро «Проспект Большевиков», украсит памятник Прометею.

Такой подарок собирается сделать Греция нашему городу. Однако это будет лишь в том случае, если дарящая сторона согласится на установку его там, где мы предложим. «Большинство скульпторов просто рвутся в исторической центр.

И доказать, что петербуржцы живут в основном в районах новой застройки, а в центр приезжают работать, почти невозможно. Каждый хочет отметиться на фоне исторической части города», - говорит главный художник.

Самые удачные памятники, подаренные Петербургу к 300-летию, по мнению Ивана Уралова:

Джамбулу (Казахстан) - переулок Джамбула; Эмилю Неллигану (Канада) - Московский проспект; Петру Первому работы Антокольского - напротив Сампсониевского собора; Петру Первому у Константиновского дворца.

Надежда Косицкая
Фото Стаса Левшина и Артема Мишукова