«В тюрьме Абу-Грейб - ужасные туалеты»

«В тюрьме Абу-Грейб - ужасные туалеты»

Петербуржец побывал в печально знаменитом иракском концлагере. Американцы «пытали» его с помощью насекомых.

Петербуржец побывал в печально знаменитом иракском концлагере. Американцы «пытали» его с помощью насекомых.

Петербуржец Григорий Кубатьян побывал в Ираке летом прошлого года. В компании с коллегой Юрием Болотовым он проехал автостопом по Ираку и даже побывал в плену у американцев. Он попал в печально знаменитую тюрьму Абу-Грейб. Ту самую, что оказалась недавно в центре международного скандала.

В этом концлагере американские тюремщики и тюремщицы глумились над иракскими пленными. Даже мертвыми!

«В тюрьме Абу-Грейб - ужасные туалеты» - image 1

В Ираке нет автостопа

Григорий Кубатьян - путешественник-автостопщик. За семь лет он исколесил десятки стран Европы, Азии, Африки и Австралии, замерзал в монгольских горах, однажды его чуть не затоптал дикий индийский слон, а в Эфиопии петербуржец заболел тремя смертельными тропическими болезнями сразу.

Но пребывание в американском концлагере стало самым запоминающимся эпизодом в его карьере. О своих приключениях в Ираке Кубатьян рассказал корреспонденту «Смены».

- Григорий, расскажите, как вы попали в охваченную войной страну?

- Мы вместе с Юрием давно мечтали попасть в Ирак. Одно время даже подсчитывали, каким должен быть минимальный объем гуманитарной помощи - только на таких условиях пускали в Ирак. Но когда оказались в Турции, выяснили, что граница с Ираком открыта. Ехали в охваченную войной страну на свой страх и риск.

Нам говорили, что в Ираке нет света, воды, а людей там расстреливают на улицах. Мы не знали, что нас ждет, а потому всячески демонстрировали свою «русскость» - обвешивались национальными флажками, при любом удобном случае кричали иракцам: «Здравствуйте!» Автостоп не получался.

Местные водители либо сразу уезжали, либо останавливались и делали круглые глаза, допытываясь, кто мы такие. На выезде из Багдада нас остановила полиция и передала для разбирательства американскому армейскому патрулю.

Американцы привезли нас сначала на свою базу, а рано утром отправили на вертолете в концентрационный лагерь Абу-Грейб.

«В тюрьме Абу-Грейб - ужасные туалеты» - image 2

Добро пожаловать в Абу-Грейб!

Когда вертолеты приземлились, к ребятам подошли двое здоровых военных и начали неторопливо натягивать резиновые перчатки. «В задницу полезут», - угрюмо предположил Юра… Автостопщиков обыскали тщательнейшим образом, прощупав даже швы на одежде.

Все вещи, включая деньги, документы и носовые платки, охранники унесли, оставив лишь шнурки в ботинках. Потом Юрия и Григория завели на площадку с натянутым тентом, огороженную по периметру тремя рядами колючей проволоки. Это было что-то вроде сортировочного пункта. Мебель там отсутствовала, поэтому сидеть приходилось прямо в пыли.

- Американцы чем-нибудь вас кормили?

- Охранники принесли пару коробок с сухим пайком, чтобы на них можно было сидеть, и питьевую воду в бутылках.

Туалет из труб

Ночевали ребята там же, на площадке, в пыли. Ночью пришлось помучиться - активизировались насекомые, особенно пугали странного вида крупные твари, похожие на стрекоз.

Вся эта летающе-прыгающая братия норовила покусать россиян. Спать почти не удавалось. К тому же всю ночь где-то неподалеку вовсю палили из минометов. Часовые разрешали выходить в туалет. Американский тюремный сортир представлял собой верх гениальности армейской мысли.

Он располагался тоже на улице и представлял собой несколько пластиковых гофрированных труб, вкопанных в землю. Пристраиваться к этой трубе передом или задом было очень неудобно. На следующий день россиянам удалось выторговать несколько послаблений.

Им разрешили поставить палатку, читать книги и делать записи. А в душ, который располагался в другой части лагеря, их возили на «Хаммере». Душевые кабинки были построены американцами специально для заключенных иракцев, которых Григорий и Юрий наконец увидели в большом количестве.

Несколько тысяч иракцев сидело под тентами на огромном поле размером в пять стадионов.

Американка целилась в голову

- Американцы к вам как относились?

- На военной базе солдаты были очень подозрительными и даже угрожали нам оружием. В камеру нас вели под дулами пистолетов. Причем женщина-офицер целилась исключительно в голову. Было по-настоящему страшно.

Зато в Абу-Грейбе, выяснив, что мы простые русские путешественники, солдаты относились к нам нейтрально и даже дружелюбно. У одного из офицеров я попросил подыскать мне какой-нибудь головной убор.

Моя кепка утерялась на базе морпехов в Хилле, а ходить под иракским солнцем с непокрытой головой практически равносильно самоубийству. Офицер обещал помочь и через некоторое время принес нам комплект футболок, шлепанцев, полотенец, а также мыло и зубную пасту.

Ужасов, которые творили в Абу-Грейбе американцы и про которые сейчас пишут в газетах, мы не увидели. Над нами не издевались - еще и потому что мы были не иракцами, а россиянами.

«В тюрьме Абу-Грейб - ужасные туалеты» - image 3

У Хусейна - неудобный трон

Наибольшее впечатление на путешественников произвел дворец Хусейна, куда их привезли из тюрьмы Абу-Грейб для разбирательств. Он напоминал муравейник, наполненный деловито снующими туда и сюда американцами. Коридоры кое-где были разделены перегородками, за которыми работали сидящие за столами люди.

Тут и там висели бумажные таблички: «Министерство финансов», «Министерство труда», «Департамент тюрем»... Григорий и Юрий нашли офицера, который занимался их делом. С ним были военный юрист и представитель посольства России по имени Эльбрус.

Когда формальности были улажены, ребята попросили организовать на память экскурсию по дворцу. Их провели по дворцовым коридорам в тронный зал Саддама, туда, где он часами выступал перед своими генералами. «Вы можете сесть на трон, а я вас сфотографирую», - предложил военный юрист.

По воспоминаниям Кубатьяна, трон оказался прямым и не слишком удобным, наверное, он специально был таким, чтобы не заснуть во время каких-либо утомительных официальных церемоний.

Приняли за шпионов

- Григорий, как вам удалось выбраться из Ирака?

- Наше задержание наделало немало шума. Американцы из тюрьмы Абу-Грейб звонили насчет нас в Пентагон, оттуда в Госдепартамент, оттуда - в посольство России в Багдаде, оттуда - в российский МИД. По версии Пентагона, в Ираке были задержаны российские журналисты, фотографировавшие военные объекты.

Об инциденте стало известно даже в администрации президента Путина, поэтому посольству было приказано оказать содействие в освобождении Кубатьяна и Болотова и эвакуировать их с территории Ирака.

После соответствующих звонков и указаний нас освободили. Кстати, в Багдаде мы все-таки вели подрывную деятельность. В частности, принимали всех желающих в коммунисты, для чего привезли с собой целый мешок пионерских значков.

Вешали их на грудь каждому встречному, объясняя, что это новый знак российской компартии. Иракцы были в восторге. Правда, в коммунисты записывались только… местные коммунисты.

Дмитрий ДОЛГОВ