Сегодня научно-исследовательское судно отчалит от пристани Канонерского завода.
Ученые высадятся на дрейфующей в Ледовитом океане льдине, где разобьют лагерь для метео-наблюдений. Академик Евгений Федоров, в честь которого названо судно, был знаменитым полярным исследователем, главой Гидрометеослужбы СССР и кавалером пяти орденов Ленина.
Славное имя академика принесло удачу и петербургскому ледоходу. Научная экспедиция, которая отправилась на этом судне в Арктику несколько лет назад, обнаружила в ходе океанографических изысканий пять триллионов тонн нефти и газа.
Задачи нынешней поездки не менее грандиозны. Даже одно перечисление предполагаемых научных исследований дает представление о масштабности экспедиции. Большую часть исследований ученые будут проводить на дрейфующей льдине.
Где-то посреди арктических просторов, в районе 82-й широты планируется организовать станцию СП-33 - «Северный полюс-33». Уже сейчас через спутник наблюдают за тремя подходящими льдинами – потенциальными площадками для станции.
Для двенадцати человек одна из них на всю зиму станет оазисом в снежной пустыне. Снегоходы на судно погрузили едва ли не первыми. Без транспортных средств даже специальное научное оборудование, рассчитанное на низкие температуры, – ни к чему.
Остального груза на «Академике Федорове» - еще 530 тонн, в том числе запасы продуктов и жилые домики. Кстати, «Академик» - единственное в мире судно, совмещающее в себе функции снабженца и исследователя.
С 87-го года достойного конкурента у «Федорова» так и не появилось. Несмотря на экстремальные ситуации, в которые попадал ледоход – и на айсберг садились, и машинное отделение загоралось – он до сих пор в отличной форме.
Тем более после ремонта, проведенного перед поездкой. Экипаж «Академика» складывался много лет. Поэтому и особых трений между членами командами не ожидается, несмотря на продолжительность плавания во льдах.
В крайнем случае можно будет уединиться в каюте – выглядит как номер неплохой гостиницы – или отправиться в столовую. Здесь каждый понедельник варят щи, а по воскресеньям дают выпечку.
Штормовые условия принятию пищи помешать не должны. Корифеи полярных походов берут с собой и будущую смену. В экспедицию отправляются 10 курсантов из академии Макарова.
Перед поездкой они увлеченно драят палубу, не желая отвлекаться на общение с прессой. Возможно, лучших из них даже пустят в рубку. Здесь все компьютеризировано.
Управляют огромным дизель-электроходом два человека. В арктических далях связь с цивилизацией поддерживается с помощью международной расшифровки названия судна. Впрочем, сложное русское словосочетание «Академик Федоров», как правило, иностранцы вспоминают без всяких пояснений.