Здесь нужна ювелирная работа

Здесь нужна ювелирная работа

На сцене Театра эстрады прошло почти 20 000 концертов Для многих горожан адрес - улица Желябова, 27 (ныне Большая Конюшенная), неразрывно связан с гремевшим на весь Ленинград Театром эстрады.

На сцене Театра эстрады прошло почти 20 000 концертов

Для многих горожан адрес - улица Желябова, 27 (ныне Большая Конюшенная), неразрывно связан с гремевшим на весь Ленинград Театром эстрады. Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и многие, многие другие знаменитые артисты делали свои первые шаги в большое искусство именно на этой сцене, и вряд ли кто оспорит мнение, что как раз здесь и зарождалась ленинградская эстрада. 6 сентября у театра юбилей - ему исполнилось 65 лет.

Аркадий Райкин

1939 год. Только что молодой Аркадий Райкин получил вторую премию на проходившем в Москве Всесоюзном конкурсе эстрады. Ступенькой для шлифовки своего мастерства молодой артист выбрал Театр эстрады. Сначала он выступал с отдельными номерами, затем создал Малый художественный эстрадный театр (МХЭТ), переименованный затем в Театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Требовательный прежде всего к самому себе, он предъявлял высокие требования и к своим коллегам. Кстати говоря, именно с легкой руки Аркадия Исааковича в театре появились Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Виктор Ильченко. Проработали они в Ленинграде почти пять сезонов, а затем уехали в Москву. Все прекрасно понимали - иметь столько «тяжеловесов на один квадратный метр сцены» не идет на пользу развитию эстрадного искусства. Тот же Роман Карцев, когда приезжал недавно в наш город на съемки фильма, говорил, что выступать в театре было всегда неимоверно трудно: «Тут нужна была ювелирная работа».

Бен Бенцианов

В октябре прошлого года театр праздновал юбилей популярного артиста Бена Бенцианова. На празднества приехало много гостей, в том числе и из Москвы. Геннадий Хазанов, Иосиф Кобзон... Хазанов без передышки выступал почти полчаса. Видя такой поворот событий, популярный певец во всеуслышание заявил: «Ну и я буду выступать не меньше!» И свое слово сдержал.

Отчасти благодаря Бену Николаевичу театру было присвоено имя Аркадия Райкина. Дело было так. В год 85-летия со дня рождения Аркадия Исааковича в театре проходил конкурс молодых исполнителей. Наступило время подведения итогов, встает Бен Бенцианов и говорит: «Я считаю, что театр давным давно должен носить имя Райкина». Зрители как один встали и долго аплодировали, а присутствовавший на концерте губернатор Владимир Яковлев распорядился сделать все сооответствующие представления по этому поводу.

Владимир Татосов

Актер театра и кино выступал на сцене Театра эстрады с 50-х по конец 80-х годов. Самым запоминающимся, по его словам, был сольный концерт в 1960 году. Вот что вспоминает артист: «Для своего выступления я подготовил фрагменты из спектаклей, отдельные номера, рассказы о съемках фильмов. Причем задумал я, что первое отделение будет вести Людмила Чурсина, а второе... Аркадий Райкин. Когда мои коллеги узнали об этом, то чуть не подняли на смех. Что? Аркадий Исаакович будет вести твой вечер! В общем, не без дрожи в руках я набрал номер телефона Аркадия Исааковича и обрисовал ситуацию. На что мэтр, со свойственной только ему интонацией, ответствовал: «Володенька, я обязательно проведу второе отделение».

Уже потом я подумал, а не будет ли так, что публика будет внимать только Райкину. Но Аркадий Исаакович выступил коротко и лаконично, представляя меня зрителям. А у меня словно крылья за спиной выросли. Это было одно из самых замечательных выступлений в моей актерской биографии».

Эдита Пьеха

Одним из первых выступлений будущей примы отечественной эстрады Эдиты Станиславовны Пьехи также было выступление на подмостках Театра эстрады. В ту пору Пьеха училась в университете и, конечно же, больших нарядов не имела. Пришлось одолжить у кого-то блузку, у кого-то юбку, туфли. Будущая звезда робея стояла за кулисами, и тогда кто-то совсем легонько подтолкнул ее на сцену. Сама Эдита Станиславовна с неподдельной теплотой вспоминает о сцене этого театра: «Я не служила в Театре эстрады, поэтому мои воспоминания отрывочные, но очень теплые. Я считаю, что он по праву занимает лидирующее место в городе. Особенно мне запомнились концерты в 1958 году, сразу же после Фестиваля молодежи и студентов. А какие коллеги меня окружали - Рудаков, Нечаев, Баринов. Настоящие звезды того времени».

Игорь Карасев, Марина Суранова.
[email protected]

Фото из архива Театра эстрады.