Фрукты-овощи у театральной кассы

Фрукты-овощи у театральной кассы

Кто живет у Пяти углов, знает овощной развал-лоток, постоянно работающий у театральной кассы. Продавщица, одна, а то и с напарницей, сидят на ящиках прямо на ступеньках у кассы.

Кто живет у Пяти углов, знает овощной развал-лоток, постоянно работающий у театральной кассы. Продавщица, одна, а то и с напарницей, сидят на ящиках прямо на ступеньках у кассы. Тут же товар в большом ассортименте: виноград, груши, бананы. Многим даже в голову не приходит, что это несанкционированная, то есть незаконная, торговая точка.

Несколько лет назад во время планового рейда с участием чиновников из районной администрации, налоговой службы и милиции мы с фотокорреспондентом были свидетелями, как снимали этот и другие аналогичные развалы-лотки в радиусе нескольких сот метров от Кузнечного рынка. Торговое оборудование и товар изымали, протоколы составляли. Каково же было изумление, когда в день выхода оперативного репортажа пришлось убедиться, что факты устарели. Все продавцы были на своих местах.

С 16 августа нынешнего года, когда вступил в силу закон Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за продажу товаров в неустановленных местах», вечнозеленая проблема борьбы с неуправляемыми торговцами вышла на новый виток. По сравнению с предыдущими законодательными актами в новом законе предусмотрено существенное ужесточение штрафных санкций, которые должны применяться к нарушителям.

Для частных лиц — от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Для должностных — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда. Для юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Это ж какой резерв для пополнения бюджета, если, конечно, закон выполнять.

Но вот что удивительно. За прошедшие полтора месяца наши старые знакомые даже не встрепенулись. Бесперебойно функционирует лоток на Пяти углах у театральной кассы, на Владимирском проспекте у дома 18, на Владимирском проспекте у дома 15, у синего строительного забора рядом со станцией метро «Достоевская», в Кузнечном переулке у домов 12 и 18. С утра до вечера нарушают закон представители коммерческих предприятий, у которых явно есть начальники. Те самые должностные лица, которым законодатели пригрозили большими штрафными санкциями.

И все это происходит не на окраине «спального» района, а в центре города. Торговля южными фруктами-овощами идет с длинных, в несколько метров, колченогих раскладных столов. Около каждого лотка с десяток, а то и больше ящиков. Товар подвозится в течение всего дня, нетрудно догадаться, с того же Кузнечного рынка. Ценники, весы — все как положено. Солидно так все поставлено, что понимаешь: без какой-нибудь «крыши» здесь вряд ли обходится.

...Но усиление борьбы с несанкционированной торговлей все-таки ощущается. После реконструкции Кузнечного переулка от Владимирской площади до улицы Достоевского, окончательно сдали свои позиции торговцы, тусующиеся много лет возле ограды Владимирского храма с лесными дарами и продукцией из собственных садов-огородов. Теперь у ограды чистота и порядок. Особенно удобно большим лимузинам, заползающим на три четверти корпуса на тротуарную плитку.

На несколько месяцев пенсионеры с тележками, сумками и корзинками пристроились торговать на зеленом пятачке между музеем Достоевского и ИНЖЭКОНОМ. Но это тоже непорядок. В музей каждый день ходят иностранные делегации. А тут такая неприглядная картина. Выгнали и оттуда. Последний «причал» несанкционированного базара — метров пятьдесят узкого тротуара на углу Кузнечного переулка и улицы Марата.

Чтобы уместить товар на тротуаре, пожилые люди рядком стоят прямо на проезжей части. За их спинами вереницей едут автомобили, тут же заворачивают трамваи. Как только на горизонте появляется милицейская машина — торговцев как ветром сдувает. На несколько минут. Потом ряд восстанавливается и все идет своим чередом.

Смотреть на эту картину больно и стыдно. Торгует таким непотребным образом легко узнаваемая льготная часть населения. Та самая, о благополучии которой на словах власти пекутся все с большим усердием.

Сюда не приезжают издалека. Это в основном жители коммуналок из ближних кварталов, имеющие за городом по нескольку соток. Но реализовать весьма скромные излишки продукции — муки адовы и постоянное унижение. Все потуги чиновников несанкционированную торговлю приемлемым для населения образом упорядочить оборачиваются пустым звоном.

Распоряжение 45-р прежней администрации о предоставлении весьма ограниченного количества льготных мест для садоводов и огородников в применении к стационарным городским рынкам вообще не сработало. Когда распоряжение еще было на слуху, директора рынков во время проверок охотно демонстрировали незанятые льготные места. А возле своих благополучных предприятий — неуправляемый народ. Почему так получалось, тоже понятно. Поставить бабушку с горкой салата рядом с торговцем-профессионалом — все равно что в модном бутике отвести уголок для раскладушки с секонд-хэндом.

Но, несмотря на все чинимые препятствия, граждане пытаются заработать за лето лишние две-три тысячи рублей, чтобы продержаться зиму на, мягко говоря, скромные пенсии. Жаль только, что объявленная властями всех уровней борьба с бедностью, пускай и в отдельных случаях, оборачивается борьбой с бедными.