Игры с оружием

Игры с оружием

До 31 октября будут работать выставки в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее». Фестиваль, организуемый четвертый год подряд институтом ПРО АРТЕ.

До 31 октября будут работать выставки в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».

Фестиваль, организуемый четвертый год подряд институтом ПРО АРТЕ, преследует несколько благих целей: представить широкой публике несколько наиболее интересных проектов современных художников и открыть для посетителей двери незаслуженно забытых или малопопулярных музеев города.

Правда, надо сказать, что каждый раз в рамках этого фестиваля в полной мере удается лишь что-то одно. В предыдущие годы основной заслугой организаторов можно было считать именно знакомство публики с невероятно любопытными, но не самыми знаменитыми либо закрытыми музеями Петербурга (к примеру, с уютным Музеем истории революционно-демократического движения и пугающим Музеем судебной медицины при Академии им. Мечникова). Но вряд ли можно было выделить хотя бы пять по-настоящему интересных и свежих проектов современных художников, которые были там представлены.

В этом году все наоборот: музеи, которые нам предлагают посетить в рамках нынешнего фестиваля, от недостатка внимания горожан и туристов и так не страдают (Кунсткамера, Военно-исторический музей, Музей истории города), а вот задумки современных художников, переставшие наконец производить впечатление вымученных и вымороченных работ, могут в самом деле затронуть сердца и умы пришедших зрителей.

Самые душевные инсталляции — в Артиллерийском музее. В неспокойное время, когда страх перед оружием стал одной из самых серьезных фобий населения земного шара, современные художники изо всех сил пытаются этот страх если не разрушить, то хотя бы приглушить. Пусть получается это немного по-детски — в дуло пушки вмонтирован калейдоскоп, из танка слышится ласковый мужской голос, поющий «Отцвели уж давно хризантемы в саду», между военных знамен висят флаги с изображением неба и облаков, — но увиденное действительно заставляет улыбнуться и начать смотреть на наш опасный мир чуть спокойнее. Эта выставка так и называется — «Войнушка». Состоит она из девяти проектов, созданных студентами института ПРО АРТЕ.

Правда, не все студенческие работы так просты и позитивны. Некоторые наводят посетителя на грустные думы. К примеру, инсталляция «Телевойна» Алексея Ловцова (в корпусе телевизора по насыпи из золотых монет ползет игрушечный солдатик), «Реклама» Марии Шарафутдиновой и Александра Семенцева (видеоролики, рекламирующие контрактную службу в армии), «Идеальный солдат» Михаила Штаркера и Кирилла Романова (компьютерные рисунки, детально изображающие генетических мутантов, более пригодных к бою, чем обычные люди) — все эти проекты несут мысль о том, что война — это прежде всего бизнес. И что всегда найдется кто-то, кому он выгоден.

«Взрослые» художники тоже обращаются к серьезным темам. Петр Швецов представил в Центральном научно-исследовательском геолого-разведочном музее своеобразный колумбарий — «стену плача» по исчезнувшим с Земли в результате эволюции или истребления человеком видам животных. В ней пока остаются свободные ячейки — возможно, для вида homo sapiens, как невесело шутит сам автор.

О границах человеческой свободы в современном обществе размышляют фотографы Валерий Орлов и Александра Митлянская. В зале Елагиноостровского дворца, опутанном сетями, посетители видят снимки птиц, застрявших в специальных сачках для окольцовки.

В Кунсткамере нашел приют проект «Тератология» Сергея Бабанина, посвященный понятию нормы. Художник снимал на видеокамеру, установленную в стенде рядом с заспиртованными уродцами, лица обычных людей, которые на них смотрели. Теперь эту пленку можно увидеть в специальной темной камере. Зритель смотрит на посетителей Кунсткамеры как бы глазами того существа, что столетиями хранится в музейной банке с раствором. Эффект усиливается за счет наложения звука на изображение — автор проекта добавил сюда легкий стук сердца и тихое сдавленное дыхание.

Получается, что на короткое время посетитель повторяет судьбу героя одного из фантастических рассказов Хулио Кортасара, который так долго смотрел на личинку саламандры в музее, что в конце концов оказался на ее месте, по ту сторону стекла. Правда, Сергей Бабанин предлагает поменяться местами с некогда живыми музейными экспонатами лишь на короткое время. Но, уверена, и его будет достаточно особо впечатлительным зрителям.

В фестивале «Современное искусство в традиционном музее» 2004 года участвуют всего восемь разных проектов. По сравнению с прошлыми опытами — мало. Но это именно тот случай, когда количество превратилось в качество.