Дождутся ли трамвая пассажиры?

Дождутся ли трамвая пассажиры?

Городское правительство обсудило концепцию оптимизации маршрутов наземного общественного транспорта Вчерашнее заседание петербургского...

Городское правительство обсудило концепцию оптимизации маршрутов наземного общественного транспорта

Вчерашнее заседание петербургского правительства началось с поздравлений: вице-губернатор Виктор Лобко вручил Валентине Матвиенко большой букет цветов по случаю годовщины ее победы во втором туре губернаторских выборов. «Для меня этот год пролетел словно один день, — призналась виновница торжественного момента. — Но основное у нас еще впереди, и задача сделать все, для того чтобы оправдать высокое доверие горожан, остается главной».

А в рабочей повестке дня заседания одним из главных был вопрос улучшения работы городского общественного транспорта. Проблем в этой сфере хоть отбавляй, в чем убеждается большинство из нас ежедневно, чуть ли не часами ожидая трамвай, автобус или троллейбус на загрязненной остановке. А давка в часы пик? А постоянный рост проездных тарифов? А продолжающаяся откровенная коммерциализация привычных маршрутов с заменой обычных автобусов на «тэшки»? Практически обо всем этом и шла вчера речь в Смольном.

Ставя целями повышение качества обслуживания пассажиров, оптимизацию эксплуатационных затрат на городские перевозки, снижение уровня загрузки улично-дорожной сети, комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) совместно с комитетом по транспорту и специалистами профильного НИИ провел большую работу по изучению реальных пассажиропотоков. Были построены математические модели, вычерчены подробнейшие карты маршрутов и уровня обеспеченности населения отдельных районов города транспортными услугами. По словам председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, сегодня количество коммерческих маршрутов в 2,2 раза превосходит количество социальных, а протяженность коммерческой сети длиннее социальной в 2,5 раза. Но при этом социальные маршруты зачастую дублируют друг друга: по данным исследований, трамвайная сеть совпадает нынче с троллейбусной на 23 процента, а с автобусной — на 24 процента. А автобусы с троллейбусами, оказывается, на 70 процентов ходят по одним и тем же улицам.

Интервалы же движения автобусов достигают сейчас 35 минут, а для трамваев и троллейбусов они равны 16 минутам. В результате средняя поездка горожанина к месту работы или учебы занимает нынче 76 минут.

А в Смольном хотят уже приблизиться к европейскому уровню качества транспортных услуг, при котором автобуса ждут на остановках не более 5 минут, а трамвая или троллейбуса — в среднем 10 минут. Ясно, правда, что при существующем транспортном парке, маршрутах и состоянии дорог такого в одночасье не добиться. Поэтому на первом этапе петербургским транспортникам даются следующие ориентиры: соответственно, 8 и 16 минут максимальных интервалов. Продолжительность же средней поездки в таком случае должна сократиться до 61 минуты.

Но за счет чего, однако, предлагается снизить время стояния пассажиров на остановках? Главным образом — с помощью оптимизации маршрутов, то есть ликвидации их дублирования, о котором говорилось выше.

Все как будто логично: если снять с какой-нибудь улицы трамвайные рельсы, проезжая часть станет шире, пробки уменьшатся, и автобусы поедут там быстрее. Но ведь в реальных условиях города пассажир сегодня еще имеет выбор: не дождусь троллейбуса — сяду на трамвай. В этом, между прочим, до сих пор усматривалась некая особенность питерского транспортного сервиса, очень характерная для мегаполиса с явно недоразвитой сетью метрополитена. У нас ведь не Нью-Йорк, где станция подземки на углу каждой авеню, и даже не Москва с ее удобной для пересадок кольцевой линией и разветвленной сетью радиусов метро. Можно назвать целые большие районы, где появления метро ждут годами и едва ли дождутся в ближайшее время: Ржевка-Пороховые, Большая Охта, центр Купчина, Сосновая Поляна, Лигово. А ведь лет тридцать пять назад можно было, скажем, от Казанского собора на 36-м трамвае прямиком доехать аж до Стрельны...

Глядя на представленную вчера карту оптимизации трамвайной сети, легче увидеть, где рельсов скоро не будет, нежели понять, где появятся новые. Похоже, к примеру, что трамвай предлагают снять практически со всех (!) мостов через Неву, с проспекта Обуховской Обороны, Среднего проспекта В. О. и т.д. В выступлении вице-губернатора Олега Виролайнена прозвучал один конкретный адрес: 2-я Совет- ская улица, которую, освободив от рельсов, намечается превратить в транспортный дублер Невского. Более того, О. Виролайнен считает, что трамвай можно вообще убрать из района Московского вокзала, в результате чего не будет пробок на площади Восстания и Лиговке.

Правда, в значительной степени трамвайные потери планируется компенсировать с помощью прокладки троллейбусных и автобусных линий. Но всегда ли смогут эти виды транспорта в полной мере заменить горожанам трамвай? Попробуйте-ка, к примеру, сегодня сесть на Невском в идущий к Московскому вокзалу троллейбус с детской коляской, со средних размеров собакой или с увесистым рюкзаком за плечами. Вряд ли у вас это получится в принципе.

Говорилось вчера о том, что маловместительные маршрутки будут постепенно вытесняться нормальными автобусами. Идея, безусловно, верная. Но как это отразится на стоимости проезда: комфорт ведь нынче постоянно дорожает. А тут еще отмена льгот с 1 января. Словом, проблематичности в деле совершенствования транспортных сетей остается немало. Не говорю уже о том, что на вчерашнем заседании не затрагивалась тема постоянного роста парка легковых автомобилей. А они уже сегодня порою пол- ностью блокируют работу тех же трамваев и троллейбусов.

Вчера выяснилось к тому же, что рожденная в недрах двух комитетов концепция не до конца согласована с районными администрациями: есть вопросы по Красному Селу, по новостройкам Приморского района и т. д. На окончательную доработку документа дано еще две недели. Одновременно Валентина Матвиенко поручила всем главам районных администраций расторгнуть договоры с организациями, владеющими оборудованными на остановках ларьками. Нынешнее состояние большинства остановок, по мнению губернатора, позорит город. К середине 2005 года ларьков в местах ожидания трамваев быть не должно. Будут конкурсы на лучшее эстетическое оформление остановок с максимальным комфортом для пассажиров. Наверное, это правильно. Только дождемся ли мы завтра в принципе своего трамвая там, где ждем его еще сегодня? Вопрос этот звучит отнюдь не праздно.