Реформа на рельсах, но двигается она с минимальной скоростью

Реформа на рельсах, но двигается она с минимальной скоростью

Программа реформирования железнодорожной отрасли стартовала в 2000 году. В подготовке законодательных актов принимали участие все заинтересованные министерства.

Программа реформирования железнодорожной отрасли стартовала в 2000 году. В подготовке законодательных актов принимали участие все заинтересованные министерства. И хотя план структурной реформы осуществлялся под руководством правительства, пользователи услуг железнодорожного транспорта без оптимизма следили за ее ходом. В октябре 2003 года было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Президент компании Геннадий Фадеев провел на днях всероссийскую видеопресс-конференцию, на которой подвел итоги работы ОАО «РЖД» за год и рассказал о перспективах развития компании. «С первых дней работы нам удалось создать устойчивую динамику производственных и финансовых показателей», — подчеркнул Г. Фадеев.

В канун дня рождения компании нам удалось встретиться с начальником Октябрьской железной дороги Виктором Степовым, и не в рабочем кабинете, а в мотрисе, в которой руководитель магистрали совершал объезд Ленинградского узла.

Ровно в 9.00 спецпоезд отошел от перрона Московского вокзала.

«Вы обратили внимание, что вдоль трассы чисто?» — заметил Виктор Васильевич.

И верно: вдоль полосы никаких стихийных свалок. Стоят бочки для сбора мусора, которые ждут своей очереди, чтобы переехать на мусоросортировочный завод, который открылся в мае.

Главная задача объезда — проверить состояние пути. Опытному путейцу (а ныне помощнику начальника дороги) Николаю Новосадову видны самые малые погрешности колеи. Потому и ехали с остановками.

В пути Виктор Васильевич нашел время для беседы.

— К году ребенок начинает твердо стоять на ногах... Что удалось сделать компании?

— Мы себя поставили на рельсы и движемся не спеша, но, думаю, в правильном направлении.

Я считаю, что реформа удалась, хотя опасения были. Ведь наша отрасль не имела организационного опыта работы в условиях рынка. И то, как прошел первый этап и как идет второй, говорит о том, что тактика проведения реформы была выбрана правильно. Она шла и идет без спешки, но динамично.

— Что изменилось в отрасли? Денег стало больше?

— Оценка результатов стала другой. Сегодня главный критерий работы руководителя — эффективность предприятия. Совершенно изменилась инвестиционная политика. Каждый инвестиционный проект проходит технико-экономическое обоснование. Потому и денег стало больше, но не в абсолютном выражении. Они теперь тратятся на эффективные проекты. Под каждую копейку закладывается технико-экономический расчет.

— Подвижной состав всегда был слабым звеном на железной дороге. Как и кто будет его обновлять?

— Количество грузов растет очень быстро, и даже при таком — тут вы правы — изношенном парке компания «РЖД» вывезла все грузы, предъявленные к перевозке. За счет эффективности оборота вагонов.

В этом году резко увеличился пассажиропоток. Люди стали чаще ездить. Нам пришлось «поднять» все вагоны, а это стоило больших сил и средств. Нам удалось перевезти всех.

На обновление парка подвижного состава в 2004 — 2006 годы предполагается направить собственные средства компании в размере 82,1 млрд рублей. Из них на приобретение нового подвижного состава будет выделено 38,5 млрд рублей.

— Что конкретно от реформы получила Октябрьская магистраль?

— Мы, как и все 17 железных дорог, являемся одной частью большой корпорации. Раньше начальник дороги определял, что и где строить. Теперь он должен доказывать и отстаивать свое предложение. Дорога не является хозяйствующим субъектом.

А за год на ОЖД сделано немало. На многих объектах вы бывали. Запустили три депо после реконструкции: в Волховстрое, Малой Вишере и Москве. Удлинили многие станции, в ноябре запускаем первую часть электрифицированного участка на станции Свирь. В вагонном депо ВЧД-8 построен покрасочный комплекс. Есть программа развития пригородного хозяйства, пограничных переходов. Сейчас идет реконструкция вагонного депо Санкт-Петербургский-Балтийский.