40 дней после Беслана: возможно, мы ничего не узнаем

40 дней после Беслана: возможно, мы ничего не узнаем

Как продвигается расследование причин теракта в Беслане, хотели узнать петербургские журналисты, пришедшие сегодня на встречу с депутатом Госдумы, членом специально созданной парламентской комиссии Юрием Савельевым.

Как продвигается расследование причин теракта в Беслане, хотели узнать петербургские журналисты, пришедшие сегодня на встречу с депутатом Госдумы, членом специально созданной парламентской комиссии Юрием Савельевым. Однако заявленной теме пресс-конференции Савельев уделил гораздо меньше внимания, чем своему отношению к последним политическим инициативам президента и партийному строительству в стране.

Сегодня исполнилось 40 дней со дня трагедии в Беслане, унесшей жизни сотен детей и взрослых. В православии это – особый день: к этому времени души умерших должны обрести покой. Поминальные службы прошли сегодня в храмах Осетии и России. О жертвах теракта вспомнили миллионы людей. Глава парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане, созданной по решению Совета Федерации 20 сентября, Александр Торшин сообщил представителям СМИ о том, что в распоряжение комиссии попали видеоматериалы, проливающие свет на трагедию. В минувшую субботу Торшин был в Беслане и встречался с главой североосетинской комиссии Станиславом Кисаевым, который и передал представителю парламента видеокассету с сопроводительными материалами.

Ни об этой кассете, ни о каких-то конкретных достижениях комиссии петербургским журналистам узнать от Юрия Савельева не удалось. Депутат рассказал о том, что он лично видел в Беслане 1-го и 2-го сентября, будучи в Осетии с группой коллег. Однако ничего нового в этом рассказе не было. Кроме того, что «все хорошо понимали, для чего террористы зовут переговорщиков, - с целью убить их». По мнению Савельева, разворачивающаяся трагедия сопровождалась «полным параличом власти». Это выразилось, по его словам, даже в том, что первый оперативный штаб по освобождению заложников сложился «стихийно». Создавалось такое впечатление, что в Беслане никто не имел представления об основах гражданской обороны. Как руководитель с многолетним стажем, Савельев очень эмоционально говорил о том, что был воспитан на основах ГО и ЧС, а в ящике рабочего стола имел пакет документов, в которых был расписан каждый шаг в случае ЧП. Возможно, Юрий Петрович просто забыл, что в «те времена» мало кто знал, что такое захват заложников или теракт. «Досталось» от депутата и силовым структурам, которые, по его мнению, были обязаны продумать различные варианты событий и свои действия в них.

Что же касается конкретных результатов расследования причин и обстоятельств трагедии, то и на сегодня, по словам Савельева, нет доказательств того, кому это было выгодно. А то, что будет установлено, возможно, не будет обнародовано.

Комиссия из 21 человека (в том числе 10 депутатов), обладающая весьма широкими полномочиями, работает в закрытом режиме. И это, по мнению депутата, оправдано. А вдруг выяснится такое, что повлечет за собой череду новых кровавых конфликтов, в том числе и на международном уровне? Поэтому не исключено, что о результатах работы комиссии, которая завершится не ранее чем через полгода, мы так ничего и не узнаем.

Примечательно, что круг вопросов, интересующих комиссию, еще не сформирован. Сегодня Савельев смог назвать только те, что интересуют лично его. Депутат хочет обладать полной информацией о личностях террористов, их точном количестве и пути в Беслан. Но самое главное, по мнению Савельева, - установить степень ответственности власти. Федеральной, республиканской, местной – и выяснить, как такое вообще могло произойти.

На ближайшее заседание комиссии вызваны Руслан Аушев и глава администрации Правобережного района Северной Осетии, где произошла трагедия. По словам Савельева, к Аушеву у членов комиссии очень много вопросов – почему он вмешался, почему его отпустили, как ему удалось вывести 26 заложников. И, наконец, кто эти освобожденные? Создается впечатление, что у члена комиссии Савельева сложился весьма круг весьма специфических вопросов. Что касается личностей освобожденных Аушевым людей, то даже следящие за событиями в Беслане по ТВ видели, что это – напуганные женщины и дети, в том числе грудные. Странно, что Юрий Савельев этого не увидел.

Светлана Борисова-Тихомирова,
Фонтанка.ру