Город сам себя кормит... и поит

Город сам себя кормит... и поит

Пищевые предприятия Петербурга первыми ощутили на себе все прелести рынка. Когда после голодных девяностых в регион хлынул поток импортной еды.

Пищевые предприятия Петербурга первыми ощутили на себе все прелести рынка. Когда после голодных девяностых в регион хлынул поток импортной еды, наша «пищевка» неожиданно для себя оказалась не нужна покупателю: колбаса с целлюлозой, пельмени слипаются в комок, а треугольные молочные пакеты обязательно разорвутся в руках... Постановка вопроса была очевидна: или учиться конкурировать, или умирать. За прошедшие пятнадцать лет стало ясно, что наша пищевая промышленность выбрала первый путь.

Сегодня в Петербурге работает около 120 крупных пищевых предприятий и больше тысячи — мелких. Это колоссальная экономическая сила, доля которой в общем объеме городского промышленного производства за 8 месяцев этого года составила 33%. За прошедшие полгода «пищевка» города дала в бюджеты всех уровней почти 6 миллиардов рублей. Это 42,5% поступлений от промышленности в целом.

На пищевых предприятиях работают сегодня около 64 тысяч человек. Это 15% людей, занятых в промышленности города. Причем среднемесячная заработная плата в отрасли составляет сейчас более 11 тыс. руб. — в полтора раза больше, чем в среднем по городу.

О таком росте объемов промышленного производства, как в «пищевке», другим отраслям остается пока только мечтать: за неполный 2003 год пищевики Санкт-Петербурга наработали на 54,5 миллиарда рублей, а за то же время в этом году — уже 70,8 миллиарда. Производство растет и у молочников, и у колбасников, и у булочников... Но активнее всего развивается сейчас пивоваренная и табачная отрасли. Они насытили питерский рынок, как говорится, «под завязку» и уверенно продвигают свою продукцию в другие регионы России и даже страны.

В пищевой промышленности сегодня в отличие от иных отраслей работает огромное количество предприятий малого и среднего бизнеса, которые производят около 20% всей пищевой продукции.

В этом году заметно стало снижение производства продукции в самой социально значимой — хлебопекарной — отрасли. Однако, как отмечают сами хлебопеки, связано это прежде всего с сокращением спроса на простой ржаной и ржано-пшеничный хлеб. Зато все большей популярностью у покупателей начинают пользоваться разнообразные диетические и элитные сорта хлебобулочных изделий. То же самое происходит сегодня по всей России. Хлебопеки делают из этого вывод, что благосостояние в городе растет.

На 27% по сравнению с предыдущим годом выросло производство колбас. На этом рынке города успешно развиваются молодые предприятия, появившиеся за последнее десятилетие: «Пит-продукт», «Стрелец», «Артия», «Петербурженка», «Онега-транс». Однако лидирующие позиции остались за крупнейшими производителями: «Парнас-М», «Эверест» — Кронштадтский мясоперерабатывающий завод. Такого изобилия и разнообразия колбасных изделий, как последние 2 года, на прилавках городских магазинов еще не было. И городские предприятия успешно конкурируют с иногородними производителями, в том числе и москвичами. Иностранных же конкурентов из города уже практически вытеснили: при одинаковом качестве цены наших производителей гораздо ниже.

Санкт-Петербург стал пельменной столицей России. За 8 месяцев их производство выросло в 1,6 раза по сравнению с прошлогодним объемом. Эта петербургская продукция уже завоевала всероссийский рынок.

Отечественный «фаст-фуд» у нас тоже развивается. И этот факт говорит о том, что, набрав обороты тогда, пятнадцать лет назад, питерская «пищевка» не движется по инерции, а действительно чутко реагирует на все колебания рынка. Вошли в моду продукты быстрого приготовления и... пожалуйста — городские фирмы моментально предложили нам свою продукцию этой категории: каши быстрого приготовления, мюсли, вермишели со всевозможными вкусами, картофельные пюре. В общем, все то, что мы с вами по утрам растворяем, разбавляем и высыпаем из пакетиков. Эту продукцию производят фирмы «Быстров», «Комбинат детского питания и пищевых концентратов», «Си продукт», «Балтпак». И именно в этой сфере нашим производителям наиболее трудно конкурировать с иностранными производителями.

На 21,2% вырос объем производства рыбоперерабатывающих предприятий. И это заметно по ассортименту рыбной продукции на прилавках городских магазинов. Однако рыбных продуктов горожане сегодня потребляют все же меньше, нежели, скажем, в 1987 году, когда был достигнут максимум.

Пищевая промышленность города сегодня является сферой, наиболее привлекательной для инвестиций. В 2003 году инвестиции в целом в продовольственный комплекс Санкт-Петербурга составили 8,5 млрд рублей. Это больше половины всего объема инвестиций в промышленность города. А за первое полугодие этого года «пищевка» получила 2,5 млрд рублей. Причем инвесторы интересуются как крупными предприятиями, так и мелкими.

По прогнозу, до 2006 года инвестиции в основной капитал пищевых отраслей будут составлять от 7 до 9 млрд руб. ежегодно.

Пищевые предприятия города не оставляют попыток выйти со своей продукцией на мировой рынок. Правда, эти усилия пока не привели к желаемому результату. Объем импорта наших пищевых продуктов пока невысок. Сегодня невозможно импортировать товары, не имеющие соответствующих сертификатов по принятым в мире стандартам. Эта проблема стала для городских предприятий особенно актуальной в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Ряд ведущих предприятий пищевой отрасли уже внедрил систему управления безопасностью пищевой продукции, а также получил международные сертификаты соответствия стандартам и экологические сертификаты: «Игристые вина», «Пекарь», Санкт-Петербургский молочный комбинат № 1 «ПЕТМОЛ», «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» и другие.

Правительство Санкт-Петербурга помогает пищевым предприятиям, если этого требует защита интересов населения. Хотя руководство города отдает себе отчет в том, что главной и самой весомой помощью пищевой отрасли был бы быстрый и существенный рост доходов населения. Именно платежеспособностью покупателей сегодня ограничен качественный и количественный рост пищевой отрасли.