У нас соединились берега

У нас соединились берега

«Ничего нет странного, что музыкант участвует в форуме мостостроителей, — сказал с трибуны композитор Андрей Петров. — У нас в Петербурге мосты — это музыка.

«Ничего нет странного, что музыкант участвует в форуме мостостроителей, — сказал с трибуны композитор Андрей Петров. — У нас в Петербурге мосты — это музыка. Сколько стихов, песен, романсов посвящено нашим мостам, и поток творчества не иссякает. Просто вокруг красиво возведенного моста образуется творческая территория...»

И в самом деле: в Санкт-Петербурге 504 постоянные переправы, 23 из которых разводные (всего их в мире 300). И у каждого петербургского моста свой характер, своя аура. Неудивительно, что именно в Петербурге вчера открылся первый международный форум «Мир мостов». Во дворце Белосельских-Белозерских собрались те, кто проектирует мосты, строит их, эксплуатирует, кто обеспечивает строительство геологическими изысканиями, технологиями и конструкторскими разработками, материалами, техникой и специалистами.

Центральным выступлением пленарного заседания стал доклад генерального директора СПб ГУП «Мостотрест» Юрия Петрова о разводных мостах Санкт-Петербурга.

История разводных мостов в городе началась с самого первой переправы — Исаакиевского наплавного моста, часть плашкоутов которого могла расцепляться, отводиться в сторону и пропускать суда. Он сгорел, но успел доказать необходимость постоянных переправ и даже их выгодность (за переправу брали копейку с пешехода, три копейки с телеги и пятак с кареты).

Все последующие мосты, возводимые на 49 реках, протоках и каналах города, строились в то время разводными: водный транспорт для Питера первоначального был все-таки основным. И даже когда деревянные переходы стали сменяться каменно-металлическими, на малых протоках и каналах устраивались простые механизмы для разводки. Первый разводной мост через Неву спроектировал и построил выпускник Корпуса инженеров путей сообщения Станислав Кербердз. Благовещенский (Николаевский) был так удачно сконструирован, что отработал почти 90 лет, потом был разобран и перевезен в Тверь, где находится и по сей день.

Юрий Александрович посетовал, что в практике мостостроения потеряна отличная традиция, начатая в позапрошлом веке: сам спроектировал — сам и строй.

Рассказывая про особенности уникальных приводов разводных мостов, докладчик особо подчеркнул, что с каждым новым проектом система улучшалась, и в дореволюционном строительстве достигла пика совершенства на Большеохтинском (Петра Великого) мосту. Электромеханический привод, выполняющий роль противовеса, — это было небывалым техническим решением. Впрочем, при ремонте моста в 1995 — 1997 годах здесь тоже был продемонстрирован технический прорыв — установлен уникальный гидравлический привод с рабочим давлением 200 Мпа.

Работа форума продолжилась по сессиям — обсуждались «Особенности проектирования, ремонта, реконструкции и эксплуатации исторических мостов-памятников» и «Строительство мостовых переходов. Новые материалы, конструкции и технологии». Работал также российско-финский семинар «Возможности использования зарубежного опыта в условиях Петербурга для решения транспортных проблем», где руководитель дорожного департамента мэрии города Хельсинки Олли Пекка Поутанен делился опытом борьбы с автомобильными пробками.

Сегодня участники форума посетят специализированную выставку «Дороги. Мосты. Тоннели» в Михайловском манеже, вантовый мост через Неву и музей мостов в ОАО «Мостоотряд-19».

Форум мостостроителей в канун Дня работников дорожного хозяйства стал наглядным показателем развития технической мысли в отрасли и стремления ее работников объединяться во имя прогресса.

И, конечно, мостовики хорошо отдохнули после заседаний.