Неприкасаемые

Неприкасаемые

На дороге все равны, но некоторые – равнее другихОдна из наиболее неприятных для сотрудников ГИБДД проблем - наведение порядка в сфере уравнивания прав всех участников движения.

На дороге все равны, но некоторые – равнее других

Одна из наиболее неприятных для сотрудников ГИБДД проблем - наведение порядка в сфере уравнивания прав всех участников движения. С одной стороны, пропагандируется борьба с незаконным использованием спецсигналов и проблесковых маячков, с другой (с ведома автоинспекции) - появляются все новые лазейки, позволяющие некоторым водителям чувствовать себя на дороге неприкасаемыми.

Им велели...

Рассматривать очередную операцию ГИБДД по изъятию незарегистрированных мигалок и сирен у автомобилистов, которая проходит сейчас на питерских дорогах, как мероприятие, способное в корне изменить ситуацию, по меньшей мере, несерьезно. Действительно, маячки время от времени изымают, водителей привлекают к административной ответственности. По официальным данным ГИБДД, за первые восемь месяцев этого года к административной ответственности за неправомерное использование звуковых сигналов, предназначенных для спецтранспорта (милицейских и пожарных автомобилей, карет «скорой помощи»), были привлечены 164 должностных лица.

Однако если рассматривать проводимую ГИБДД политику в целом, то окажется, что на общую дорожную обстановку эти меры влияют слабо, поскольку направлена она не на уравнивание прав всех участников движения, а на выделение особой касты автомобилистов и отсечение от нее «самозванцев». Ведь в сущности своей операции типа «Спецсигнал» есть не что иное, как механическая отработка спущенных «сверху» приказов и распоряжений. Создается впечатление, что все происходит предельно просто: машину какого-то высокопоставленного чиновника подрезала машина с мигалкой, тот возмутился и позвонил знакомому генералу из ГУ ГИБДД, который, в свою очередь, спустил директиву в регионы. В регионах берут под козырек и изымают незарегистрированные мигалки.

Буквы круче цифр

Одним из признаков элитарности водителя стал госномер его транспортного средства. Среди автомобилистов ходит много слухов о том, что, дескать, если номер состоит из определенной последовательности цифр (например «666», «777», «999»), это гарантирует его владельцу полную лояльность со стороны сотрудников дорожно-патрульной службы. Сами инспекторы эту информацию полностью опровергают. Впрочем, нельзя исключить ситуацию, когда сотрудник МРЭО за соответствующее вознаграждение выдаст водителю номер с тремя семерками, что, впрочем, никак не защитит последнего от остановок на дороге.

Куда важнее цифр - серия номера (то есть его буквенная часть). Не секрет, что некоторые серии номеров изначально предназначались исключительно для высокопоставленных чиновников. Скажем, серия «ООО 78» устанавливалась на автомобили Смольного, а когда она закончилась, были введены серии «ООА 78» и «ОАО 78». В то же время номера серии «ООО» можно было встретить не только на машинах чиновников, но и на частных автомобилях. Например, на машине одного из сотрудников телевидения или известного шоумена. Как они их получили, неизвестно. По одной из версий, «неприкосновенные» номера им достались благодаря очень хорошим отношениям с высокопоставленными сотрудниками автоинспекции, по другой - были приобретены за некоторую сумму в иностранной валюте.

Наряду с сериями для чиновников особой популярностью год-два назад стали пользоваться бывшие милицейские серии. После приведения милицейских номерных знаков в соответствие с ГОСТом (они стали синего цвета) эти серии стали выдаваться простым автомобилистам. Во всяком случае, так говорят в ГИБДД. Это серии «ОММ 78», «ООМ 78» «ОКО 78» и самые «крутые» - «гаишные» - «ОТТ 78» и «ОТТ 47».

Непроверяйки и общественный совет

Поговаривают, что сегодня уже и номера не являются признаком суперкрутизны. Последним признаком неприкосновенных стало членство в общественном совете при Управлении ГИБДД. Как вспоминают инспекторы ГИБДД, ранее численность петербургского общественного совета составляла примерно пять человек. Люди это были известные и уважаемые (например, один из них - Кирилл Лавров). Но совет разросся. Причем кроме действительно заслуженных людей зачастую инспекторы останавливают на дорогах восемнадцати-двадцатилетних водителей. За какие заслуги им удалось обзавестись «непроверяйкой» (а с такими водителями патрульные ДПС предпочитают вообще не связываться), остается только догадываться. Деньги? Связи? Какие-то заслуги перед обществом?

В общем, говорить о равенстве на дорогах не приходится. Просто на смену одним символам «випозности» приходят другие, гарантирующие водителю еще большую неприкосновенность и независимость от инспекторов ГИБДД на дороге.

Олег Булух,
Фонтанка.ру

Сокращенный вариант. Полностью этот и другие материалы на поднятую тему вы можете прочитать в еженедельнике «Ваш тайный советник», N40(119) от 18 октября 2004 г.