"Деловой Петербург": В ЦНИИ судовой электротехники и технологий разработана водородная энергетическая установка.

"Деловой Петербург": В ЦНИИ судовой электротехники и технологий разработана водородная энергетическая установка.

Осенью 1941г. в Ленинграде был сконструирован первый автомобиль, работавший на водороде. Военных техников толкнула на это...

Осенью 1941г. в Ленинграде был сконструирован первый автомобиль, работавший на водороде. Военных техников толкнула на это нужда: в блокадном городе не хватало бензина. Шестьдесят лет спустя в Петербурге инженеры вновь работают над водородным двигателем. И проблема схожая - нехватка топлива. Только теперь не в городском, а в мировом масштабе. Об этом сегодня пишет газета "Деловой Петербург". В ЦНИИ судовой электротехники и технологий (ЦНИИ СЭТ) на Благодатной ул. разработана водородная энергетическая установка - пачка тонких пластин. "Она не жужжит. А также не вибрирует, не пахнет и ничего не излучает. В этом вся прелесть. Только электричество, немного тепла и немного дистиллированной воды - чистая энергия. Мы берем 50 г водорода, добавляем 400 г кислорода и получаем 1 кВт/ч," - говорит, начальник отдела конструкций, технологий и испытаний Геннадий Кулаков. Разработки длились 25 лет, в них приняли участие почти 30 специализированных предприятий. Интеллектуальное ядро исследований сформировалось в Специальном конструкторском бюро котлостроения (СКБК). Группа главного конструктора Авакова начала работу над водородной энергетической установкой в 1978г. по заказу военных. К концу 80-х гг. было детально разработано несколько двигателей для различных типов подводного транспорта. Одна из установок была доведена до этапа опытного образца и в 1991г. сдана в эксплуатацию. В конце 2003г. СКБК, Балтийский завод и ЦНИИ СЭТ приняли решение объединить свои усилия по созданию энергоустановки на базе ЦНИИ СЭТ. "Стало ясно, что на оборонный заказ в ближайшем будущем рассчитывать не приходится. В то же время сидеть и смотреть, как отставание от западных разработчиков все увеличивается, тоже не хотелось. Поэтому мы приняли решение - "переводить" установку на гражданские нужды, - говорит заместитель директора ФГУП "ЦНИИ СЭТ" Вениамин Аваков. - Необходимо было удешевить элементную базу (разумеется, без ущерба для надежности и безопасности установки) с сохранением качества". Реальный срок создания установок - год-полтора. Стоимость работ достигает 10 млн долл. Таких денег у института нет, есть полмиллиона, выделенных "Норильским никелем" в рамках его "Водородной программы". "Норильский никель" - пока единственная российская компания, вкладывающая деньги в водородную энергетику. Заинтересованность понять можно - водородная энергетика невозможна без металлов платиновой группы, половина мировых запасов которых принадлежит "Норильскому никелю". Государство в водородную энергетику деньги не вкладывает, в энергетической стратегии России до 2020г. про нее вообще нет ни слова. Попытки создать в России национальный план действий в области водородных технологий и топливных элементов под эгидой Минпромнауки пропали после ликвидации министерства. "Мы сильно отстали, но ситуация не является необратимой", - уверен В.Аваков.