Традиции русской иконописи

Традиции русской иконописи

Теперь в моде антиквариат, хотя в России всегда была традиция дарить только новые образы. Икона всегда начинается с доски.

Теперь в моде антиквариат, хотя в России всегда была традиция дарить только новые образы. Икона всегда начинается с доски. Заготовки делают из липы, реже из сосны. Дерево долго готовят прежде, чем покрыть его золотом. Любой другой металл дал бы серый оттенок. Над изготовлением золотых тончайших пластинок работал целый город Пошехонье, теперь – золотобойные артели Москвы. При золочении доски - никакого клея. Металл хорошо прилипает на белок тухлого яйца и водку. Вазелин – вместо магнита. Когда-то использовали – жир. В XX веке традиции не изменились не только в написании, но и выборе художников для епархиальных мастерских. Церковь до сих пор подчиняется положению московского собора XVI века, который постановил: иконописцу жити в посте, молитве и воздержании со смирением. В Великий пост работать приходится с непостными продуктами. Способ создания красок не изменился с византийской эпохи. Желток со временем становится прочнее камня. Льняное масло законсервирует эмульсию, а белое сухое вино – свяжет все составные части. В мастерской иконописца, как и 100 и 500 лет назад, не обнаружить тюбиков с готовой краской. Все пигменты изготавливают сами художники – на основе полудрагоценных камней и драгоценных металлов.

За последнее столетие в русской иконописи появились только новые святые. Церковная цензура строго следит за соблюдением портретного сходства. Лик Николая Чудотворца, например, одинаков на всех иконах и во всех христианских странах. Современная наука реконструировала образ по черепу и подтвердила сходство. Так жестко соблюдались традиции. Поэтому и дошел точный образ святого через семнадцать столетий в XXI-ый век. На такой нерушимости канонов и стоит русская православная церковь. Ничего не изменилось ни в иконописи, ни в обрядах, ни в укладе. Потому она, единственная из всех христианских церквей и носит название ортодоксальной.