Шпионы и апельсин

Шпионы и апельсин

Сторонники кандидата в президенты Украины Виктора Януковича разыгрывают последнюю козырную карту. Организаторов «оранжевой революции» обвиняют в планировании насильственного захвата власти и в грубом манипулировании людьми, участвующими в акциях протеста.

Сторонники кандидата в президенты Украины Виктора Януковича разыгрывают последнюю козырную карту. Организаторов «оранжевой революции» обвиняют в планировании насильственного захвата власти и в грубом манипулировании людьми, участвующими в акциях протеста. В качестве основного кукловода называют американские спецслужбы в лице Кэтрин-Клер Чумаченко, жены другого кандидата на президентский пост - Виктора Ющенко. То, что рассказывают сторонники Януковича, напоминает сюжет голливудского триллера или страшный сон.

Ее звали Кэтрин

Наиболее обсуждаемые темы среди сторонников кандидата в президенты Украины Виктора Януковича, восстановленные корреспондентом «Фонтанки» по рассказам частных лиц и публикациям в некоторых украинских СМИ:

Виктор Ющенко давно привлек внимание западной общественности как перспективный украинский политик, который вполне успешно может занимать первые посты в самых высших эшелонах государственной власти. Заинтересовались им и некие высокопоставленные чиновники в США, которые в какой-то момент решили, что, во-первых, Ющенко имеет реальные шансы стать президентом Украины, а во-вторых, он может стать контролируемым из Вашингтона президентом Украины. В какую именно американскую голову пришла эта идея в первую очередь, новейшая украинская история умалчивает, но голова эта, безусловно, располагается на плечах с погонами, количества звезд и просветов на которых вполне хватило для проведения спецоперации.

Суть этой якобы проведенной спецоперации даже романтична. Секретная сотрудница одной из особо секретных американских спецслужб была внедрена в ближайшее окружение Виктора Ющенко, причем прыгать для этого ночью с парашютом ей не потребовалось - в момент внедрения уроженка Чикаго Кэтрин-Клер Чумаченко и Виктор Ющенко находились на борту одного самолета. Руководитель украинского отделения международной аудиторской компании «K.P.M.G.» мисс Чумаченко села в свободное кресло рядом с объектом разработки (ох неспроста это кресло оказалось свободным!), завязалась непринужденная беседа, потом: чай, кофе - потанцуем, пиво, виски - полежим... За пиво и виски не ручаемся, остальное так и было - Кэтрин Чумаченко стала Екатериной Ющенко, в счастливой семье родились трое малюток.

Но замужество, как известно, от службы в спецслужбе не освобождает, там и декретные отпуска не более чем формальность, а потому задача N 2 оказалась решенной: будущий президент Украины оказался полностью контролируемым, осталось решить задачу N 1 - сделать Ющенко президентом. Тут вступают в игру американские доллары (Фонд Сороса и так далее) и правильная кадровая политика той самой спецслужбы, тайным агентом которой является миссис Ющенко. Оказывается, в далекой юности Кэтрин-Клер Чумаченко вступила в Союз украинской молодежи (информационное агентство «Партактив» характеризует Союз как появившуюся в украинской эмиграции радикальную ультраправую националистическую молодежную организацию, созданную под эгидой Организации украинских националистов Степана Бандеры). У этой организации совсем не внутриматериковая география, на Украине, например, уверенно функционирует Молодежный националистический конгресс, многие активисты которого - бывшие члены СУМ. В общем, роль жены Виктора Ющенко в его предвыборной кампании представители конкурирующей тусовки расценивают как огромную и зловещую.

В первом мы и не сомневались - жены вообще имеют особенность играть огромную роль во многих поступках своих мужей, даже когда последние об этом и не догадываются. Что же касается зловещей роли госпожи Ющенко в биографии своего мужа, о ней (зловещей роли) мы узнали от студента философского факультета Национального киевского университета имени Тараса Шевченко Игоря Вознюка. Игорь уже несколько недель вынужден скрываться - он опасается агрессии, в частности со стороны членов Молодежного националистического конгресса. Эта общественная организация, напомним, имеет много общего с Союзом украинской молодежи, одной из активисток которой, если верить газетам, была в свое время Екатерина Ющенко. Более того, Игорь Вознюк уверен, что без деятельного участия супруги кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко с ним бы не произошло того, о чем он рассказал на пресс-конференции 1 декабря сего года.

«Нас готовили к свержению конституционного строя...»

1 декабря 2004 года, когда до первого тура президентских выборов оставалось совсем чуть-чуть, сторонники Виктора Януковича выдвинули свой единственный весомый аргумент против Виктора Ющенко. Это был приятный молодой человек, студент философского факультета Национального киевского университета имени Тараса Шевченко Игорь Вознюк. На специально проведенной пресс-конференции он очень эмоционально и подробно рассказал о том, как из него пытались сделать одного из организаторов массовых беспорядков в интересах кандидата Виктора Ющенко. Вот его рассказ:

«...Я - студент-политолог, меня очень интересуют предвыборные технологии, поэтому, когда начались президентские выборы, я направился в шевченковский районный штаб «Нашей Украины», познакомился с начальником штаба Валентином Ляховским и попросил его рассказать мне о том, какие именно у них методы и как они собираются их применять для того, чтобы люди проголосовали за Ющенко. Мы очень мило поговорили, Валентин Иванович ответил на мои вопросы, рассказал много интересного, после чего спросил, не хочу ли я поучаствовать в семинаре, на котором различные специалисты будут рассказывать о предвыборных технологиях в демократическом обществе. Я спросил, сколько это стоит, он сказал, что все финансируется Западом, и дал мне телефон некоего Василия Павловича Кочура (можно предположить, что Игорь имеет в виду заместителя руководителя киевского городского штаба «Нашей Украины» Василия Кочина. -К. Ш.), который, как сказал Ляховский, расскажет мне об этом подробнее. Я позвонил, и Кочур предложил мне сразу же подойти к нему в киевский городской штаб «Нашей Украины».

Хочу подчеркнуть: каких-либо политических предпочтений у меня на тот момент не было, мне было безразлично, кто победит - Янукович или Ющенко. Я просто хотел воспользоваться ситуацией, чтобы получить новые знания.
Так вот, знакомимся мы с Василием Павловичем, он рассказывает мне о том, что с 23 по 27 августа в Богуславском районе Киевской области в палаточном лагере будет проходить интересующий меня семинар, куда я - в качестве единственного условия участия в котором - должен буду привести шестерых своих друзей, которым можно доверять.

Нас привезли туда на автобусе. Палаточный лагерь был разбит в очень труднодоступном месте - в радиусе нескольких километров никаких населенных пунктов, вокруг лагеря пересеченная труднопроходимая местность, к тому же там сотовые телефоны не работали. Организацией жизнедеятельности лагеря занимались 15 человек из экстремистской общественной организации «Молодежный националистический конгресс» (МНК). Все, что я и те, кто приехали со мной, увидели, нас сильно удивило, но, когда начались занятия, мы были просто шокированы.

Нашими инструкторами были, в частности, члены экстремистского движения «УНА-УНСО» - кстати, почти все судимые за участие в массовых беспорядках. Они обучали нас приемам рукопашного боя, особенно приемам освобождения от милицейских захватов. Показывали, как правильно штурмовать здания, как прорывать милицейские кордоны, как защищаться от атак спецназа. Особенно меня впечатлили рекомендации по технике штурма объектов, охраняемых вооруженным спецназом: оказывается, для этих целей следует выпустить вперед женщин с маленькими детьми - тогда есть шанс, что по штурмующим не будет открыт огонь на поражение. А в последний момент из-за спин женщин и детей выйдут боевики. Кстати, теоретические занятия сменялись практическими: мы разделялись на две группы - «демонстрантов» и «милицию» - и проигрывали различные сценарии уличных беспорядков.

Особое внимание на семинаре уделялось оружию. Нас учили, как его носить и как вести себя при задержании сотрудниками милиции. Оказывается, оружие (не важно, что это - кастет, нож или пистолет) следует носить в кульке, причем положить оружие в кулек следует таким образом, чтобы на оружии не остались отпечатки пальцев. При появлении опасности милицейского задержания следует незаметно вытащить кулек, выбросить из него оружие, а кулек сунуть обратно в карман. Если же кого-то из нас все-таки задержат с оружием, то надо говорить, что оружие подкинули, что это - политическая провокация. Наши инструкторы утверждали, что залог безнаказанности в общении с милицией - в наглой манере поведения. Дескать, ведите себя вызывающе, и ничего они не докажут.

Все эти знания нам давали не только для использования самим, но и для манипулирования толпой. Нас готовили к тому, чтобы мы пользовались толпой в текущих целях: для штурма административных зданий, для их удержания при атаках милиции. Для этого в лагерь приезжал из Сум специалист по нейролингвистическому программированию, который подробно объяснял, как надо себя вести для того, чтобы манипулировать настроением большого количества людей, чтобы в нужный момент они повели себя так, как мы сочтем необходимым, и так далее.

К концу семинара я понял, что основной задачей инструкторов было не обучение нас манипулированию толпой (это случилось бы позже и с опытом), а обработка наших мозгов. Например, все инструкторы, вне зависимости от того, чему они нас обучали, каждые десять минут основного предмета сменяли «десятиминуткой ненависти», направленной против существующего на Украине государственного строя. Члены «УНА-УНСО» обличали «жидовско-москальскую власть», члены Молодежного националистического конгресса - «ментовскую». Делалось это очень эмоционально и давяще. И это действовало! Я видел горящие глаза своих друзей в конце семинара. Исключительно мирные и аполитичные ребята были готовы идти и организовывать уличные беспорядки. Я чувствовал собственные эмоции - теперь я понимаю, что до семинара они были мне совершенно несвойственны.

Фактически нас готовили к насильственному свержению существующего на Украине конституционного строя.

Непосредственным координатором семинаров был Василий Кочур, который жил с нами в лагере, но старался вести себя как можно более неприметно. Из новичков он общался только со мной, потому что решил предложить мне стать тысячником. В результате довольно долгих бесед с Василием Павловичем я начал понимать суть всего, что там происходило.

Они создавали неформальную организацию численностью примерно в 10 тысяч человек. В организации должно было быть 10 тысячников - по количеству районов в Киеве, под каждым тысячником - 9 сотников, в подчинении каждого из которых 10 десятников, у каждого десятника в подчинении соответственно 10 бойцов. Итого 1000 человек на район, 10 тысяч на весь Киев. Как мне объяснил Василий Павлович, такая организация может управлять толпой численностью в 700 тысяч человек. Кочур говорил мне, что вся структура будет очень серьезно оплачиваться. Боевики, конечно, получают немного, а мне как тысячнику Василий Павлович обещал по 10 тысяч долларов за день демонстрации. А по возвращении из лагеря нам дали по 300 гривен за день (примерно 70 долларов. -К. Ш.).

Каждый член организации знает, как затеряться в толпе, при этом нас обучали специальным знакам, с помощью которых мы могли общаться между собой, чтобы члены организации могли сразу узнавать друг друга. Кроме того, я уверен, что каждый член организации вооружен, в отличие от остальных участников уличных акций, которые в большинстве своем и не подозревают о том, что им придется делать по командам организаторов...»

Был ли мальчик?

О как! Мы тут возмущаемся организаторами тоталитарных сект и финансовых пирамид: дескать, пришел человек на собрание какой-нибудь «Атлантиды», посидел, послушал, отдал все свои сбережения, а потом никак не может понять почему - вроде другие были планы, как деньги потратить. Только, к сожалению, поздно. Остается жаловаться журналистам на мошенников, которые умеют манипулировать массовым сознанием. А технологии те же: дружно скандируем, дружно идем и снова скандируем. И все под соусом какой-нибудь сверхидеи, актуальной на текущий момент. Только вот масштабы несколько другие: в пирамидах и сектах организаторы хотят заработать несколько миллионов долларов, а тут ни много ни мало планируется насильственное свержение конституционного строя, причем в совсем не последнем европейском государстве. Есть, в общем, над чем задуматься...

Кстати! Всякий раз, когда во время выборов появляется некто с высказываниями категории «Ух!», возникает желание озаботиться идентификацией данного человека. Вдруг Игорь Вознюк - вовсе не Игорь Вознюк и не студент философского факультета! На филфаке подтвердили: «Наш!» Третий курс заочного отделения, специализация «политология», успеваемость в основном на «хорошо» и «отлично». Остается самая малость: понять, насколько все, сказанное Игорем, соответствует действительности.

Например, член центрального руководства Молодежного националистического конгресса Виктор Рог категорически опроверг заявление Игоря Вознюка о том, будто люди из МНК отвечали за организацию того самого злополучного семинара в Богуславском районе Киевской области.

- Этого в принципе не может быть, - сказал нам Виктор, - потому что после последних парламентских выборов мы никаких общих с «Нашей Украиной» мероприятий не проводим.

...По словам Игоря Вознюка, его группу в палаточном лагере должна была сменить группа товарищей из молодежной общественной организации «Пора». Отправляемся на Крещатик. В ресторане «Шато» на втором этаже один зал занимают как раз лидеры «Поры». Там рабочая суета, куча журналистов и ни намека на экстремизм. Ожидать, что на вопрос: «Готовились ли вы к насильственному захвату власти на Украине?» - нам ответят: «К сожалению, да», мы не стали. Впрочем, правильно поставленный вопрос дорогого стоит.

- А чему вас и ваших коллег учили на семинарах в конце августа? - поинтересовались мы у одного из лидеров «Поры» - Андрея Рожнятовского.

- Я в лагерях не был, не знаю, - сказал он.

- Давайте познакомимся с теми, кто был, - попросили мы.

- Да тут их нет, - посмотрев по сторонам, ответил Андрей.

Нет так нет. Зато лагеря были - подтверждается. Из чего, впрочем, вовсе не следует, что в них происходило именно то, о чем рассказывает Вознюк. Например, заместитель руководителя Шевченковского районного штаба партии «Наша Украина» Валентин Ляховский и не скрывает своего знакомства с Игорем и того, что направил толкового молодого человека к заместителю руководителя киевского городского штаба «Нашей Украины» Василию Кочину для поездки на семинар.

- А что тут такого? - удивился нашему вопросу Валентин Иванович. - Мы обязательно проводим обучение всех участников предвыборной кампании - они же должны знать законы Украины о выборах, следить за порядком на избирательных участках. Другой вопрос, что Игорь Вознюк потом навыдумывал! Я думаю, что он решил таким странным образом привлечь к себе внимание, создать некий имидж, сделать карьеру. Он почему-то скрывается, а я очень хотел бы, чтобы он сказал все то же самое мне в глаза.

- Он говорит, что боится физической расправы.

- Что за ерунда! Ему никто не угрожает.

...Делать определенные выводы о том, к чему именно готовились сторонники Виктора Ющенко в плане проведения массовых уличных мероприятий, мы не можем из-за недостатка информации. Наш собственный опыт общения с людьми на Крещатике и майдане Незалежности показал, что тысячи участников акции протеста действительно очень качественно организованы и совсем не агрессивны. Трудно предположить, что эти милые люди, среди которых дети и женщины, могут штурмовать административные здания, избивать милиционеров или делать что-то еще в том же духе. Впрочем, те, кто сумели придать огромной толпе благодушный настрой, при определенной подготовке могут изменить ситуацию и с точностью до наоборот.

Тут вспоминается очень неприятный эпизод, происшедший 24 октября у здания Центральной избирательной комиссии. Несколько молодых людей спровоцировали тогда драку между участниками митинга, депутатами и милицией. Тогда по телевизору показывали молодых людей с разбитыми лицами.

- Я узнал их, - утверждает Игорь Вознюк, - некоторые из этих ребят были на семинаре вместе со мной, они из нашей организации. Это боевики, которые в нужный момент вышли из-за спин управляемых ими людей...

Безусловно, скептики правы: и тут есть к чему придраться. Скажем, говорит, что узнал, может, и не узнал... В общем, вопросов по данной теме все равно остается больше, чем ответов. Ясно одно: об этом писать надо хотя бы для того, чтобы обратить внимание правоохранительных органов.

Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту фальсификации результатов выборов. Но не следует забывать и другую сторону - по большому счету, экстремизм во всех его проявлениях ничуть не менее опасен, чем незаконное вторжение в компьютерные сети Центральной избирательной комиссии, причем в этом смысле не имеет никакого значения фамилия заинтересованного кандидата - Янукович или Ющенко. Экстремизм опасен прежде всего для обычных людей, которые становятся жертвами манипуляций, а не для тех, кто спрятан за спецназовскими кордонами. Мы не можем утверждать, что за исключительно мирными выступлениями украинской оппозиции скрываются опасные экстремисты. Но мы считаем, что если такие сигналы появились, их необходимо серьезно проверить. Независимо от теперь уже совсем близких результатов выборов.

Константин Шмелев,
Фонтанка.ру