Почему "Зенит" в зените, а СКА -- в другом месте

Почему "Зенит" в зените, а СКА -- в другом месте

На прошлой неделе СКА завершил выступление в сезоне 2004/05. Завершил по своему обыкновению бесславно и досрочно -- заняв 12-е место и не попав в плей-офф.

На прошлой неделе СКА завершил выступление в сезоне 2004/05. Завершил по своему обыкновению бесславно и досрочно -- заняв 12-е место и не попав в плей-офф. Армейские болельщики на своем сайте устроили "хит-парад вопросов, которые нас просто достали". Первое место (21,4% голосов) в рейтинге "самых идиотских" вопросов занимает такой: "Зачем болеть за команду, которая проигрывает?" Второе (18,4%): "Как "Зенит"-то сыграл?"

Ледовый и Петровский

Когда-то -- весной 1994-го -- СКА играл в полуфинале плей-офф, пробившись, таким образом, в квартет сильнейших команд страны и фактически повторив высшее свое достижение (бронзовые медали). "Зенит" в тот год прозябал в первой лиге, где начинал самый беспросветный за всю свою историю сезон. За это время и одно поколение спортсменов не успело толком смениться. Но изменилось все.

В целом на протяжении долгих лет успехи и популярность двух главных команд города были вполне сопоставимы. Разве что СКА никогда не становился чемпионом страны (но это было сложно -- при хоккейном ЦСКА советской эпохи).

И вот спустя 11 лет "Зенит", пополнив коллекцию своих наград Кубком России и двумя комплектами медалей чемпионата, заставляет Петербург реветь от восторга, а в списке достижений СКА, опубликованном на официальном сайте армейцев, последним пунктом значится: "Во время предсезонной подготовки 2004 г. команда заняла второе место на турнире на призы Ленинградского военного округа с участием команд Суперлиги, выиграла турнир памяти летчика-космонавта П. И. Беляева".

Как и в 1994-м, "Зенит" и СКА снова на разных полюсах.

При этом питерский зритель на хоккей все равно ходит. На последней домашней игре СКА в Ледовом дворце собралось без малого шесть тысяч зрителей. А в начале 2003 года СКА боролся за выживание в Суперлиге (пусть за выживание, но хоть за что-то боролся!), на матч с конкурирующим "Спартаком" пришло 12 с половиной тысяч зрителей -- общероссийский рекорд. И команда ответила благодарными 6:1.

Наумов и Малафеев

И звездный "Ак Барс" с Яшиным, Ковальчуком, Лекавалье и Хабибулиным на прощание СКА одолел. В том, что хоккеисты, которые в последние годы выступали за СКА, способны на многое, они доказывали неоднократно. Сколько раз фавориты ломали зубы об армейцев -- и не сосчитать. Потому что в таких матчах команда видела самодостаточную цель -- выиграть. На середняков же и аутсайдеров, победы над которыми обеспечивают общий результат, эмоций уже не оставалось -- спортсмены нутром чуют, когда никому ничего не надо.

Грозой авторитетов всегда считался и "Зенит". Но в футболе у нас даже в самые худые годы была команда -- то есть коллектив, в котором люди хотя бы успевают запомнить друг друга в лицо и по имени. Применительно к СКА самым ходовым выражением стало "проходной двор".

Можно привести массу примеров, когда хоккеист, на которого тренер еще позавчера возлагал большие надежды, который еще вчера эти надежды с избытком оправдывал, сегодня в лучшем случае становился просто ненужным, в худшем -- козлом отпущения. Достаточно вспомнить латвийского голкипера Сергея Наумова -- вот он чуть ли не в одиночку спасает СКА от вылета, и на следующий год уже изгнан из команды. Вскоре та же участь постигла словака Яна Лашака (трудно представить, сколько ошибок должен допустить Вячеслав Малафеев, чтобы вдруг оказаться ненужным "Зениту)...

Конечно, "текучка кадров" сейчас характерна для всего российского хоккея -- нынче хоккеисты, как правило, не гонятся за долгосрочными контрактами. Но по этой части СКА даст фору любому.

Правда, у "Зенита", в отличие от СКА, с местными резервами всегда все было в порядке... Впрочем, не всегда. "Зенит" тоже долгое время ориентировался на приезжих футболистов. Это закончилось провалом в чемпионате-1967 ("Зенит" оставили в высшей лиге только из политических соображений). Тогда в Ленинграде и решили отказаться от массового призыва иногородних футболистов и начали строительство школы "Смена". Спустя несколько лет первые ее выпускники сначала под руководством Юрия Морозова выиграли "бронзу"-1980, затем с Павлом Садыриным и "золото"-1984.

А что потенциальные хоккейные звезды (а также их родители) знают о своих перспективах в питерском хоккее? Только то, что наиболее талантливых уже лет в четырнадцать позовут в Череповец. И они туда едут -- вместе с родителями, которым помогают с работой и квартирой.

Словом, дефицит местных воспитанников в команде мастеров и непродуктивная работа школы -- это факты. Но что тут причина, а что следствие -- еще вопрос. Наверное, к тренерам.

Михайлов и Петржела

За эти годы и в "Зените", и в СКА испробовали едва ли не все методы решения тренерского вопроса. Привлекали молодых местных специалистов из числа вчерашних кумиров. Но у армейского руководства ничего не вышло с Николаем Масловым, у зенитовского -- ни с Вячеславом Мельниковым, ни с Михаилом Бирюковым, ни с Анатолием Давыдовым.

В эти дни активно муссируется слух о приглашении на пост главного тренера СКА экс-наставника сборной России Владимира Плющева. Почему бы и нет? Плющев известен своим пристрастием к работе с молодежью, к работе на перспективу -- как раз то, что надо армейцам, пока Суперлига остается "закрытой", и вылет никому не грозит.

Впрочем, Рафаил Ишматов, который некогда возглавлял СКА, тоже считается наставником "молодежным". Но за все время пребывания в Питере он только и делал, что, жалуясь на бедность, делил результат команды на бюджет клуба. Кстати, таких случайных, в общем-то, людей, каким был для СКА Ишматов, в "Зените" не было уже ровно пятнадцать лет -- с недолгих времен Анатолия Конькова.

Бывало, что руководители СКА и "Зенита" принимали аналогичные решения едва ли не синхронно. Например, летом 2002 года был освобожден от занимаемой должности Юрий Морозов, а уже осенью -- только-только назначенный Николай Пучков. Жаль, что Николай Георгиевич вернулся в Петербург из-за рубежа так поздно. Он вполне мог стать для СКА тем же, чем по возвращении из-за границы стал для "Зенита" Морозов -- не только отцом первой "бронзы", но и строителем команды XXI века.

Так или иначе, после Морозова "Зенит" в итоге остановил свой выбор на тренере-легионере. И среди кандидатов на пост наставника СКА сейчас называют одного известного шведского специалиста. Но тогда на смену Пучкову пришел Борис Михайлов.

О Борисе Михайлове, конечно же, надо сказать особо. Сказать надо, а нечего. Потому что все уже сказано. Ясно одно: Михайлов должен уйти -- в ЦСКА ли, который он обыграл напоследок, в сборную ли, которую он вроде опять готов возглавить, на должность ли руководителя ФХР, куда его прочат, -- куда угодно.

Да и не в Михайлове дело. В конце концов, до последнего пришествия Бориса Михайлова дела в СКА обстояли не лучше, а 11 лет назад в полуфинал плей-офф армейцев вывел именно он. И вообще, что толку говорить о тренерах, если есть люди которые их назначают.

Винокуров и Мутко

Если в структуре клуба ничего не изменится, то назначать будет господин Винокуров -- президент СКА.

Менялись игроки, менялись тренеры, а вот руководители клубов долгое время оставались на своих местах -- Виталий Мутко и Борис Винокуров.

Помнится, на пресс-конференции по итогам сезона 2001/02, когда вопрос о том, куда уходят спонсорские деньги, стоял, как всегда, остро, между одним журналистом и одним президентом состоялся занятный диалог.

-- Когда я был в Солнечном, в гостях у тренера Алексея Мишина, мне довелось увидеть расположенную неподалеку шикарную дачу, которая, как я понял, принадлежит вам. Есть ли некая связь между этой дачей и выступлением СКА в минувшем сезоне?

-- Это не соответствует действительности.

-- То есть дача вам не принадлежит?

-- Это участок Бориса Петровича Михайлова.

Было это 13 марта 2002 года. Было смешно. Михайлова тогда в команде еще (или уже) не было. И все смеялись. Правда, недолго -- Михайлов вернулся 3 октября того же года.

Быть может, именно с того весеннего дня Винокуров взял за правило: прежде, чем давать интервью, знакомиться со списком вопросов.

Не знаю, какую дачу построил себе Мутко. Но его роль в строительстве нынешнего "Зенита" принципиально иная. Именно Мутко привел в "Зенит" спонсоров и акционеров -- в том числе и тех, что нынче управляют клубом.

"Еврохим" и Банкирский дом

Минерально-химическая компания "Еврохим", фактически сменившая в этом сезоне АО "Ленэнерго", которое несколько лет финансировало СКА, -- контора для петербуржцев загадочная.

"Еврохим" был создан всего четыре года назад и сегодня объединяет шесть предприятий -- производителей жидких комплексных удобрений, кормовых добавок и прочих сульфоаммофосов гранулированных. Центр управления -- в Москве.

СКА -- самый крупный проект в разделе "Поддержка культуры и спорта" социальной политики "Еврохима", единственная профессиональная команда, которую поддерживает компания.

Почему именно СКА? Почему Петербург? Никто из высшего руководства компании в нашем городе вроде не учился и не работал... Разве что одно из предприятий, входящих в состав холдинга, базируется в Ленобласти -- на родине Александра Кержакова, в Кингисеппе. Называется "Фосфорит".

Согласно плану, озвученному при знакомстве, "Еврохим" пришел в СКА как минимум на три года. По истечении этого срока команда должна выиграть медали. Понятно, что для выполнения такой задачи потребуются серьезные вложения. Годовой оборот "Еврохима" составил около миллиарда долларов -- армейцам вроде должно хватить. Но весь вопрос в том, станет ли "Еврохим" не "генеральным партнером", как сейчас, а хозяином клуба. Есть ли у химиков такие возможности? И такое желание?

У Банкирского дома "Санкт-Петербург", когда он брал власть в "Зените", было и желание, и возможности. И, получив контрольный пакет акций футбольного клуба, банкиры пока не дают повода усомниться в том, что они понимают, что им попало в руки.

РОО и ЗАО

ФК "Зенит" уже давно закрытое акционерное общество. Акционеры голосуют при выборе совета директоров, они же в соответствии с долей акций погашают дефицит клубного бюджета. Все более-менее просто и понятно: кто платит, тот и музыку заказывает.

В свое время и СКА проходил мучительный процесс акционирования. После того как провалилась идея губернатора Владимира Яковлева поднять клуб посредством создания "некоммерческого партнерства", было организовано ОАО. Акции делили долго. ОАО и сейчас вроде как существует. Но толку от этого никакого. Так уж получилось, что собственно хоккейный клуб -- это РОО. То есть региональная общественная организация.

РОО, по законодательству, может заниматься практически всем -- вести хозяйственную деятельность, привлекать спонсоров... Главное, что спонсоры не имеют ровным счетом никаких рычагов управления пожертвованными средствами.

За последние годы в СКА было вложено немало денег. Быть может, поменьше, чем в "Зенит". Но достаточно, чтобы хоть раз попасть в плей-офф. Но когда деньги вкладывают одни, а решения принимают другие -- даже о борьбе за плей-офф, как оказалось, можно забыть. Неудивительно, что главе "Ленэнерго" Андрею Лихачеву, в конце концов, эта вакханалия надоела. О чем он деликатно и заявил на собранной по другому поводу пресс-конференции: мол, мы давали деньги на возрождение питерского хоккея, а не на нюландеров! Ведь единственное, что может сделать в сложившейся ситуации спонсор, -- это перестать давать деньги.

Процитирую один пункт из шаблонного Устава РОО: "Имущество и средства организации, оставшиеся вследствие ее ликвидации, после удовлетворения требования кредиторов направляются на цели, для достижения которых создана организация".

Так что не все потеряно. Если только кто-нибудь вспомнит, для достижения каких целей в 1946 году в Ленинграде была создана армейская хоккейная команда.