Алексей Мишин: Буду играть в хоккей на пруду

Алексей Мишин: Буду играть в хоккей на пруду

На предновогодние тренировки своей группы знаменитый тренер приходит с картинками. На маленьких открытках — антиалкогольные карикатуры в стиле «Пьянству — бой!».

На предновогодние тренировки своей группы знаменитый тренер приходит с картинками. На маленьких открытках — антиалкогольные карикатуры в стиле «Пьянству — бой!». Самым маленьким ученикам Мишин предъявляет открытку с девизом «Ни капли». Тем, кто постарше — сурового мужчину с лицом чекиста, решительно отодвигающего протянутую рюмку. Евгению Плющенко наставник готовит плакат «Последнее предупреждение». Шутка, конечно, хотя в прежние годы бывали у Алексея Мишина и подопечные-гуляки.

Неважно, глоток или стакан

— Алексей Николаевич, сколько разрешается выпить вашим ученикам в новогоднюю ночь?

— Банально прозвучит — ни грамма.

— Потому что младшим еще рано, а тем, кто постарше, выступать в чемпионате России, который 5 января откроет на берегах Невы новый год?

— Когда бы и где бы ни проводился чемпионат страны, правило остается неизменным. Алкоголь и спорт — вещи несовместимые.

— Даже шампанского нельзя?

— Неважно, шампанское или самогон, глоток или стакан. Я убежден, что все это противоречит светлому духу спорта.

— Как же вы советуете ученикам встречать Новый год?

— В кругу семьи. Мы с моей женой Таней намерены встречать его именно так. У нас на участке в Солнечном есть маленький пруд. И мы собираемся Новый год отмечать на льду этого пруда. Не исключаю, что там появятся в новогоднюю ночь мои близкие друзья, соратники, конькобежцы. Будем играть в хоккей и делать фигуры первого олимпийского чемпиона России Николая Панина-Коломенкина.

Фигурное катание — самый новогодний вид спорта. Почему никто из фигуристов ни разу не нарядился Дедом Морозом или Санта-Клаусом, хотя бы для показательных выступлений?

— Если бы апофеоз сезона в нашем виде спорта приходился на Новый год, неминуемо были бы Деды Морозы или Санта-Клаусы. А поскольку сезон кончается в конце марта, наряжаться Дедом Морозом поздновато. Всему свое место и время. Я как-то раз накануне Нового года был в Брисбене, в Австралии. Там Санта-Клаус раздавал подарки детям, плававшим в бассейне под открытым небом. А он со своей белой пышной бородой стоял по колено в воде, одетый в шубу и шапку.

Нам важен этот титул

— Старый год проводите, наверное, с радостью, — ведь это был год болезни Плющенко?

— Я провожаю его со смешанными чувствами. С одной стороны, конечно, я рад, что болезнь Жени осталась позади, а его мастерство еще больше выросло. Две недели назад в Пекине Евгений Плющенко уверенно выиграл финал серии ISU Гран-при, установил новый мировой рекорд, набрав по новой 10-балльной системе максимальную сумму баллов. Радовали меня и другие ученики, мои и жены Татьяны. С другой стороны, человеку моего возраста грустно провожать еще один год, достаточно счастливый.

— Незапланированная поездка в Китай изменила ваши планы подготовки к чемпионату мира-2005, поскольку вы не хотели перегружать Плющенко соревнованиями. Не возникало мысли пропустить российский чемпионат?

— Такие мысли приходили в голову. Ход событий требовал паузы. Но, во-первых, нам очень важен этот титул. А во-вторых, какой может быть чемпионат России в Петербурге без Жени Плющенко? Соревнование лишится главного действующего лица. Мы — одни из немногих русских спортсменов и тренеров, которые работают в Петербурге, никуда не уезжают, ни на годы, ни навечно. Не случайно недавнее шоу Плющенко посвящалось Петербургу и называлось «10 лет вместе». В свое время, когда остались на Западе Белоусова и Протопопов, власти СССР не выпускали меня за границу — боялись, что последую «дурному» примеру и тоже там останусь. Наверное, спецслужбы тогда плохо знали свое дело, а партийные работники были очень плохими работниками и не разбирались в людях. Другие давно уже уехали, а я все еще здесь, потому что я — такой. Аналогичные чувства характерны и для Жени.

Предпочитаю с оптимизмом смотреть вперед

— С именами Белоусовой и Протопопова и чемпионатом страны у вас связаны и приятные воспоминания.

— Да, дело было в Ленинграде, в 1969 году, и тоже в январе. На лед дворца спорта «Юбилейный» Белоусова и Протопопов выходили фаворитами. После Олимпиады 1964 года в Инсбруке и до чемпионата СССР 1969 года они выиграли все соревнования, в которых принимали участие. Но на первую ступень пьедестала почета тогда поднялись мы с Тамарой Москвиной.

— Всегда перед Новым годом оглядываетесь на свои достижения?

— У меня были в жизни серьезные успехи — и личные спортивные, и тренерские, но я редко оглядываюсь назад. Предпочитаю с оптимизмом смотреть вперед. Мой первый девиз — неважно, кто кем был, важно, кто кем стал. И я совершенно искренне признаюсь «Аргументам и фактам», что 2004 год был для меня не менее радостным, чем тот же 1969-й.

— То есть вы, как все простые смертные, ждете, что Новый год принесет только хорошее?

— Никаких чувств, отличных от чувств простого смертного, у меня нет, потому что я сам простой и смертный. И, наверное, только простой и смертный человек может по-настоящему радоваться жизни, радоваться Новому году. Желаю всем читателям вашей газеты такого же мироощущения и большого счастья.