Автомобильный колумбарий

Автомобильный колумбарий

Памятник героям российского авто- и мотоспорта установили в петербургском крематории К 300-летию Петербурга хотели совершить много добрых дел.

Памятник героям российского авто- и мотоспорта установили в петербургском крематории

К 300-летию Петербурга хотели совершить много добрых дел. Например, установить монумент, посвященный 100-летию автомобильного и мотоциклетного спорта в России. Да вот беда, денег не хватало. Но автомобильные ветераны не сдавались. И в мае 2004 года огромную мраморную плиту с фамилиями гоночных отцов-основателей и спонсора проекта установили рядом с главным входом в... крематорий. Почему? В этом попытался разобраться корреспондент «КП».

Волхонка или Царское Село?

Считается, что первая в России «гонка моторов» прошла в 1898 году. Первым победителем стал Павел Беляев. Но вот с местом, где проходила гонка, возникли разночтения. Инициаторы создания монумента 100-летия, мягко говоря, не сходятся в этом вопросе. Например, президент царскосельского автоклуба Гарри Артеев настаивает, что первые заезды проходили возле Царского Села, а вот основатель ленинградского мототрека Игорь Бюлер называет другое место - Волхонское шоссе. И там и там памятник был бы уместен, но причем здесь крематорий?!

На замечание корреспондента «КП» о том, что место выбрано нелогичное, Гарри Артеев отреагировал так:

- А у нас все государство нелогичное. Не вижу ничего плохого в территории крематория. Там много людей смогут посмотреть на монумент.

Но будет ли людям, провожающим в последний путь своих близких, дело до памятника автомобилистам? Впрочем, Гарри Михайлович честно признается, что попытки возведения памятника предпринимались много лет. В родном Артееву Пушкине власти в свое время прямо сказали: «А зачем нам эти князья и графы?» Все дело в том, что первопроходцами в авто- и мотогонках часто были люди высших сословий, и именно их фамилии выгравированы на черном граните у крематория.

Игорь Бюлер рассказал, что монумент также хотели соорудить у мототрека. Но сначала ходоки долго не могли попасть с проектом на прием к главному художнику Петербурга Ивану Уралову. Наконец, попали, и Уралов дал добро на установку памятника. Однако точного места не указал. Тогда на личных связях Бюлер и компания договорились с руководством крематория. Но денег не было...

И тут помог случай. В один прекрасный день объявился военный товарищ и старинный друг Игоря Бюлера Сигизмунд Дичбалис, с которым он не виделся 60 лет. Вместе с Дичбалисом Бюлер уходил на фронт прямо с соревнований по мотокроссу. Вместе они служили в моторотах регулирования. Только вот Сигизмунд домой не вернулся. Попал в плен, чудом выжил и из германского лагеря перебрался в Австралию. Теперь в ранге состоятельного пенсионера навещает Питер. «Лишние» три тысячи долларов, оставшиеся после одного из посещений России, Дичбалис пожертвовал другу.

- Молодец Игорек, что не пропил, - хвалил Сигизмунд товарища по оружию. - Вот только зачем-то мою фамилию на плите слишком крупно написал. Это не дело.

Утром - деньги, вечером - портрет

«Тему крематория» Дичбалис прокомментировал со свойственным иностранцу прагматизмом: хорошо, что памятник стоит на территории госучреждения. А то какой-нибудь олигарх выкупит землю, скажем, у того же мототрека, и снесут памятник.

Игорь Бюлер идет в своих размышлениях даже дальше друга. По его словам, выбранное место позволяет подхоранивать к памятнику других героев питерского автоспорта. Впрочем, можно и не ждать смерти. Достаточно заплатить 50 рублей за букву и имя с фамилией, а также фото (правда, до момента смерти задрапированные тканью) появятся на колумбарии. И главное - все под рукой. Резчики по камню во главе с художником Константиновым (он - автор проекта спортивного монумента. - Прим. авт.) в мастерских крематория все сделают в лучшем виде. Такая координация усилий автомобилистов и работников крематория оказалась выгодной обеим сторонам.

К слову, Игорю Бюлеру долго не давала покоя мысль о кощунственности размещения портрета, имени и фамилии человека на колумбарии до смерти. С целью выяснения этого вопроса Игорь Владимирович даже посещал церковь.

- Один батюшка был подшофе и не задумываясь благословил идею, - улыбается ветеран мотоспорта. - Хотел для верности обратиться к митрополиту Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Но до владыки я так и не добрался. Дал добро заместитель митрополита, но только с условием: лицо человека до момента смерти должно быть задрапировано.

39 верст по шоссе

Началом автоспорта в России считается первая гонка, устроенная Санкт-Петербургским обществом велосипедистов-любителей 21 октября 1898 года от Александрии до Стрельны и обратно на дистанцию 39 верст (41,6 км), в которой участвовали семь трехколесных мотоциклетов и один автомобиль, двигавшийся со средней скоростью 24,6 км/ч. Победителем стал мотоциклист Петр Беляев, проехавший дистанцию гонки за 1 ч 33 мин. 36 сек.

Вскоре гонки мопедов, мотоциклетов и автомобилей стали проводить и другие столичные велосипедные общества - Стрельнинское общество велосипедистов-любителей и Царскосельский клуб велосипедистов-любителей.

В 1899 году гонщиком из Стрельны Э. Лундбергом был установлен первый всероссийский рекорд скорости на трехколесном мотоциклете - 31,07 км/ч, а его одноклубником А. Сурмецом улучшено время Беляева на той же дистанции - 51 мин. 7,5 сек.