Мария Садырина: Пашу порола лишь раз

Мария Садырина: Пашу порола лишь раз

Мама легендарного тренера Павла Садырина вспоминает о его детстве и юности Пашка Ясно Солнышко Корреспондент «КП» был первым, кому 87-летняя Мария Павловна рассказала о сыне.

Мама легендарного тренера Павла Садырина вспоминает о его детстве и юности

Пашка Ясно Солнышко

Корреспондент «КП» был первым, кому 87-летняя Мария Павловна рассказала о сыне.

- Павлик родился и вырос в Перми. Мы с мужем Федором Григорьевичем всю жизнь прожили в этом городе. В военные годы работали на закрытом заводе: супруг - мастером в одном из цехов, я - врачом-терапевтом. Ни одна игра мальчишек во дворе не обходилась без Павлика. Приятели его очень любили, и он водил дружбу со всеми. Ребятня и соседи даже дали сыну прозвище Пашка Ясно Солнышко. Из-за рыжеватого цвета волос.

Как-то мы купили сыну новенькую школьную форму. И вот однажды ко мне подходит классная руководительница и говорит: «Паша - отличник, пример для одноклассников. Но почему в школу он ходит в старых, оборванных вещах?» Я, конечно, удивилась. Прихожу домой и выясняю, в чем дело. Мы с мужем уходили на работу раньше, чем Паша в школу. И оказалось, Паша в наше отсутствие специально одевался похуже, чтобы не выделяться среди одноклассников, - хотел подчеркнуть таким образом, что он человек компании.

- Вы его отругали?

- Нет-нет. Я редко повышала на него голос. А если где-нибудь напроказничает, то старалась все объяснить доходчивыми словами. Только один раз в жизни подняла на него руку. Паша провинился, и я запретила ему выходить из дома. А он убежал через окно. Вот я его и выпорола. Не сильно. Всего пару раз легонько ударила.

Как Пашу хотели украсть бандиты

- Сын пошел в детский садик в военные годы, - вспоминает Мария Павловна. - Время было холодное, голодное. У нас в городе тогда орудовала банда преступников, похищавшая детей и продававшая их в рабство. Вот в один из дней они пришли прямо во двор детского сада, где гуляли ребятишки. Подошли к Паше и о чем-то стали с ним говорить. Взяли его за руку, повели за собой. Хорошо, что воспитательницы заметили это, подняли крик и отбили у бандитов Пашку.

Футбольная мама

- А как сын с футболом познакомился?

- Когда ему было лет шесть, в нашем дворе появился первый мячик. Резиновый, обшитый тряпками. Мальчишки обожали его гонять. Паше игра сразу понравилась, он был готов бегать часами. Хотя в нашей семье футболом никто не увлекался. А вот соседи, наблюдая за его игрой, мне все время говорили: «Ну, Мария Павловна, талант растет. Точно будет известным игроком». Меня люди даже называли «футбольной мамой».

- Какие отношения были у сына с отцом?

- Федор Григорьевич уходил рано, возвращался поздно. Как многие отцы, придет домой, проверит дневник, расскажет что-нибудь. Больше они общались, когда муж брал Павлика на рыбалку или охоту. По зайцам стрелять сыну не очень нравилось, а вот рыбалка стала увлечением на всю жизнь. Он на речку бегал, когда еще нормальной удочки не имел. К палке леску привяжет и сидит, рыбу ловит. От отца передалась Павлу и любовь к поделкам. Они вдвоем очень много делали для дома, а потом, уже став взрослым, сын чуть ли не собственными руками дачу под Питером построил, две бани. Золотые руки у него от папы.

Тренерам устроила скандал

- Футбол всегда оставался на первом месте?

- Конечно. В 17 лет, когда Паша поступил в Пермский педагогический институт, его позвали в местную команду мастеров «Звезда». Сын сразу стал выходить в основном составе. Тренеры ему год приписали, чтобы Паша мог играть за взрослую команду. Помню, как-то «Звезда» играла где-то далеко. Вернулись поездом в Пермь и прямо с вокзала поехали на следующий матч. Сын после игры пришел домой в полуобморочном состоянии. Я не выдержала, пошла в клуб и как начала кричать на тренеров: «Как вы смеете молодого парня так изматывать?! Ему же никакого здоровья не хватит столько играть!» Они испугались и обещали, что такого больше повторится.

- Сын как на это отреагировал?

- Ходил за мной и повторял: «Мама, не волнуйся, все нормально!» Но я же вижу, что еле живой. В результате неделю из дома его не выпускала. Сын лежал на диване, отдыхал.

- Что он купил вам с первой футбольной зарплаты?

- Мне - белый пушистый свитер, отцу - рыболовные снасти.

- К деньгам Павел как относился?

- Очень спокойно. Не был ни жмотом ни транжирой.

- Как Павла в «Зенит» пригласили?

- В середине 1960-х его звали играть в Горький и Ленинград. К нам домой первыми приехали ходоки из Горького. Стали нас уговаривать. Мы обещали подумать. Этот тренер выходит из квартиры и прямо на лестничной площадке сталкивается со своим ленинградским коллегой. «Ты что тут делаешь?» - спрашивает один другого. «За Садырином приехал!» - «Я тоже!» В итоге Паша выбрал «Зенит».

В Питер отпускать не боялась

- Боялись его в другой город отпускать?

- Нисколько. Я была уверена, что все у него будет хорошо. Некоторое время он жил в Ленинграде в гостинице, а потом получил квартиру. Я приехала туда. Пока Паша на какой-то матч ездил, быт наладила, чтобы парню было приятно домой возвращаться. Вскоре Павлик женился.

- Одобрили выбор сына?

- Да, Галина (первая супруга Садырина, она умерла в 1990 году. - Прим. авт.) мне очень нравилась. Когда дело к свадьбе приближалось, Павел привез Галю в Пермь, нам представил. Я ему даже предлагала сватов к ней заслать, а он говорил: «Нет, я сам предложение сделаю».

Папа не хотел, чтобы я видел, как он умирает

Вспоминает сын Павла Федоровича Денис

- Причиной смерти отца стало тяжелое онкологическое заболевание. Так уж получилось, что быстрое развитие болезни в какой-то степени спровоцировал крупный проигрыш ЦСКА в Петербурге. 30 сентября 2001 года армейцев, которых тогда тренировал папа, «Зенит» разгромил со счетом 6:1. Вернувшись из Питера в Москву, отец лег в больницу.

Когда он там лежал, я каждые выходные приезжал к нему из Петербурга. В пятницу 30 ноября 2001 года мне позвонила его вторая жена Татьяна и сказала, чтобы я прилетел быстрее, что дела у отца очень плохи. Всю ночь с пятницы на субботу провел рядом с отцом. Но, видимо, он не хотел, чтобы я видел, как он будет уходить из жизни. Утром папа предложил мне отдохнуть, отоспаться. Я уехал из больницы буквально на два часа. А когда вернулся, отца уже не было.

Павел Садырин

(18.09.1942 - 01.12.2001) - заслуженный тренер России, мастер спорта.

Играл за «Звезду», Пермь (1959-1964), «Зенит», Ленинград (1965-1975). В чемпионатах СССР провел 333 матча, забил 37 мячей.

Тренировал «Зенит» (1983-1987 и 1995-1996), «Кристалл», Херсон (1988), ЦСКА, Москва (1989-1992, 1997-1998, 2000-2001), «Рубин», Казань (1998-1999). С 1992 по 1994 год - главный тренер сборной России, в 2000 году - главный тренер сборной Узбекистана. Чемпион СССР 1984 и 1991 годов. Обладатель Кубка СССР 1991 года.