Русский хет-трик в Пекине

Русский хет-трик в Пекине

Еще месяц назад такой результат казался нереальным, но факт есть факт: в финале "Гран-при" в Пекине российские фигуристы победили в трех видах программы, причем все победы были одержаны с весьма солидным преимуществом над соперниками.

Еще месяц назад такой результат казался нереальным, но факт есть факт: в финале "Гран-при" в Пекине российские фигуристы победили в трех видах программы, причем все победы были одержаны с весьма солидным преимуществом над соперниками. Татьяна Навка и Роман Костомаров оторвались от преследователей почти на 10 баллов, Ирина Слуцкая - на 20,59, Евгений Плющенко - на 35,10. К тому же результат Плющенко стал новым мировым рекордом.

Победа в парном катании двукратных чемпионов мира Шэнь Сюе/Чжао Хунбо (столь же безоговорочная, кстати, как и три российские, - китайцы опередили Марию Петрову и Алексея Тихонова почти на 20 баллов) стала единственной досадой: разрыв получился слишком большим, и очевидно, что рассчитывать на реванш в этом виде программы любая другая пара может лишь в том случае, если Шэнь Сюе и Чжао Хунбо ошибутся сами. Как это случилось, например, год назад на чемпионате мира в Дортмунде, где падение партнера в короткой программе стоило дуэту третьего золота.

Расстроило и четвертое место дебютантов финала "Гран-при" Юлии Обертас/Сергея Славнова. Результат можно было бы считать вполне достойным, если забыть о том, что шансы на медаль были невероятно велики: Юля сама упустила их, сделав в произвольной программе "бабочку" вместо тройного прыжка.

Петрова и Тихонов тоже не сумели избежать ошибки в заключительном выступлении: в параллельном тройном сальхове Алексей коснулся руками льда на приземлении. Впрочем, даже если бы не эта ошибка, итоговый результат не изменился бы: Шэнь Сюе и Чжао Хунбо превзошли соперников по всем составляющим.

В этом отношении новая система судейства жестока: не оставляет иллюзий. Безусловно, в ней по-прежнему присутствует некая необъективность: выставляя оценки за такие компоненты, как мастерство владения коньком, артистизм, судьи не могут подсознательно не учитывать титулы спортсменов, их "вес" в ледовом сообществе, свои симпатии, наконец. Но достаточно взглянуть на таблицу личных рекордных результатов в том или ином виде программы (а в парах Шэнь Сюе и Чжао Хунбо идут с солидным отрывом даже от действующих чемпионов мира Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина), чтобы понять, что в целом картина довольно точно отражает истинное соотношение сил.

Отрадно понимать, что в одиночном катании и танцах Россия начала предолимпийский сезон столь же уверенно, как китайцы в парах. Серьезной конкуренции в Пекине не получилось. Прошлогодний победитель финала "Гран-при" Эммануэль Сандю не сумел пробиться даже в призеры. Чемпион Европы Брайан Жубер - тоже. Не увенчались успехом и попытки чемпионки мира-2004 Шизуки Аракавы взять реванш за не столь давнее поражение в Москве: на этапе Cup of Russia японка боролась не столько с соперницами, сколько с высокой температурой, а в Пекине - с неразношенными ботинками. В результате и Евгений Плющенко, и Ирина Слуцкая, приехавшие в Пекин в прекрасной форме, могли вообще не утруждать себя лишними опасениями.

Это отнюдь не сделало соревнования менее интересными. Все из-за той же новой системы. С первого же дня турнира, когда Евгений "пошел на рекорд", набрав в короткой программе невиданную доселе сумму баллов - 84,35, стало любопытно: каков тот максимальный предел, которого может достичь трехкратный чемпион мира? В произвольной программе Плющенко ограничился одним четверным прыжком (тулупом), сделанным в каскаде с тройным тулупом и двойным риттбергером. После отдельного тройного акселя выполнил каскад с акселем и двойным тулупом, затем комбинацию из тройных лутца и тулупа. Плюс отдельные флип, сальхов, риттбергер.

Согласно таблице стоимости прыжков, двойной риттбергер стоит 1,5. Тройной - 5,0. Цена двойного тулупа - 1,3, в то время как тройной тянет на 4,0. Если бы Евгений вместо тройного сальхова включил в программу четверной, это принесло бы пять дополнительных баллов. А ведь речь пока только о прыжках.

Что же касается баллов за каждый из пяти компонентов программы, то и там наверняка возможен прогресс - шкала-то десятибалльная. По сути, все эти компоненты - не что иное, как вторая оценка, которая при старой системе судейства выставлялась за презентацию программы. Раз так, то почему не предположить, что когда-нибудь на табло после выступления Плющенко могут загореться пять "десяток"? Как во времена не столь давние в его честь загорались "шестерки".

И эти 50 баллов, умноженные на 2,0 (коэффициент мужской произвольной программы), дадут аж на 16,7 больше, чем Плющенко получил в Пекине.

Конечно, все эти рассуждения применительно к текущему моменту весьма напоминают утопию, но не могу не вспомнить, как несколько лет назад в прыжках в воду появилась новая таблица элементов, разрешающая спортсменам исполнять прыжки неограниченной сложности. Получить за прыжок с максимальным коэффициентом 8-8,5 балла тогда считалось за счастье. А год назад в ходе предолимпийского Кубка мира сразу нескольким спортсменам в финале на мужской 10-метровой вышке - наиболее сложном и зрелищном снаряде - удалось "раскошелить" арбитров по максимуму. В двух случаях "десятки" были выставлены вкруговую - всеми судьями без исключения.

Победу Слуцкой можно анализировать в подобном ключе, но у нее, как мне кажется, есть и другое, не менее важное значение. Так получилось, что прошлогодняя болезнь Ирины, из-за которой она выпала из обоймы сильнейших, совпала с весьма невыразительными выступлениями вице-чемпионки мира Елены Соколовой и Виктории Волчковой. Невольно сложилось впечатление, что позиции России в женском одиночном катании потеряны всерьез и надолго. И что новая система подсчета результатов куда больше на руку представительницам США и Японии.

Сейчас стало ясно, что масштаб бедствия был сильно преувеличен. И даже в том малоутешительном факте, что на чемпионате Европы в Турине у России всего две квоты вместо привычных трех, можно найти свои плюсы: безумно обострившаяся внутренняя конкуренция между россиянками наверняка обернется общим прогрессом. Не случайно и Слуцкая, и Соколова, и Волчкова ради подготовки к отборочному чемпионату России пожертвовали весьма заманчивым в финансовом отношении предложением прокатиться по трем российским городам с показательными выступлениями ледового шоу Ильи Авербуха - ограничатся единственным выходом на лед 26 декабря в Москве. Планы Волчковой сильно подкосил неожиданный перелом руки, но, отправляясь на гастроли в Хабаровск, Авербух подтвердил: через два-три дня гипс будет снят, и Вика наверняка будет кататься в Лужниках.

Что же касается танцев, то итог финала "Гран-при" окончательно уверил болельщиков в том, что арбитры (по крайней мере в этом сезоне) не видят серьезной конкуренции Татьяне Навке и Роману Костомарову, если те не будут ошибаться сами. До своего личного рекорда российские танцоры в Пекине не дотянули (год назад на этапе "Гран-при" в Москве Татьяна и Роман получили 66,25 за оригинальный танец и 117,14 за произвольный, в то время как в Пекине результаты составили 65,30 и 114,93), но общая картина, безусловно, в их пользу. Основные соперники россиян - вице-чемпионы мира Албена Денкова и Максим Ставийский, откатившиеся после оригинального фокстрота-квикстепа на четвертую позицию, сумели показать в общем зачете лишь третий результат. Причем третьими были и в произвольном танце: проиграли американцам Танит Белбин и Бенджамину Агосто.