Выдержать все

Выдержать все

Вячеслав Малафеев стал в этом году основным вратарем в сборной России. Он включен в традиционный список "33 лучших" под № 1.

Вячеслав Малафеев стал в этом году основным вратарем в сборной России. Он включен в традиционный список "33 лучших" под № 1. Но каким все же трудным получился этот сезон для голкипера "Зенита"!

Как по сценарию

Чем не сюжет для фильма о спорте: вратарь, мечтавший попасть на чемпионат Европы, в самом начале сезона получает тяжелую травму, но предприняв невероятные усилия, раньше срока возвращается в строй. Великолепно играет за клуб, заслуживает приглашение в сборную и играет на чемпионате Европы, а затем становится основным вратарем национальной команды. Наверное, такой сценарий сочли бы не слишком правдоподобным. Уж очень все гладко.

Хотя бывает у некоторых людей "все на свете хорошо", как пел герой лирической кинокомедии, весело шагавший по Москве. И Вячеслав Малафеев до поры до времени шел также бодро и уверенно. Залечив полученный в последнем контрольном матче межсезонья перелом руки, сразу так заиграл за "Зенит", что никто не сомневался - в Португалии без него не обойдутся. Тем более он-то путевку на Евро-2004 и добыл, отыграв "на ноль" в Кардиффе. Ехал вторым номером, но красная карточка Сергея Овчинникова в игре с португальской сборной сделала его первым. В игру с хозяевами чемпионата, которым победа требовалась как воздух, зенитовский голкипер вошел спокойно и уверенно. Достаточно вспомнить, как без тени волнения он справился с ударом Луиша Фигу со штрафного.

Не создан для легких путей

Вячеславу Малафееву 4 марта 2004 года исполнилось 25 лет. Он вступил в лучший возраст вратаря - как раз в 25 лет Лев Яшин стал первым номером сборной СССР.

У Вячеслава уже накоплен большой опыт. Напомним, что он дебютировал в "Зените" в 1999 году, в матче с "Аланией" во Владикавказе. Момент для дебюта был на редкость неподходящим - за считанные минуты до конца игры за оскорбление арбитра был удален Роман Березовский. Встать в ворота пришлось Малафееву, не сыгравшему ранее ни одной минуты за основной состав. Он же защищал последний рубеж обороны и в пяти последующих матчах, так как Березовский был дисквалифицирован. Конечно, 20-летнему голкиперу было очень тяжело - и психологически (всем было ясно, что Березовский, отбыв дисквалификацию, вернется в "основу"), и физически - контраст между второй лигой, где играли зенитовские резервисты, и высшей был разителен. И Малафеев в своих первых матчах отыграл неровно, не обошелся без срывов, достаточно вспомнить гол в матче с "Сатурном", пропущенный после удара метров с сорока. Однако всем был заметен огромный потенциал молодого вратаря. Березовского "Зенит" собирался продавать в западноевропейский клуб, и было ясно, что у Вячеслава хорошие шансы заменить его.

Но в 2000-м так сложилось, что и Березовский не уехал в Европу, и Малафеев не стал основным вратарем. Из питерского "Локомотива" был приглашен Дмитрий Бородин, и в течение сезона три голкипера конкурировали между собой, стояли "до ошибки". В итоге Роман ушел в московское "Торпедо", а борьбу у Бородина в 2001-м выиграл Малафеев, у которого оказались крепче нервы.

Его прогресс не был бурным, но шел поступательно. Вячеслав, одаренный от природы быстротой реакции и прыгучестью, год от года прибавлял в таких компонентах мастерства, как выбор места в воротах, умение "прочитать" замысел атакующих соперников, игра при стандартных положениях, игра на выходах.

Постепенно приходило признание - сперва Малафеев застолбил за собой место в воротах молодежной сборной, затем вошел в список кандидатов в национальную команду. Настала осень 2003-го, пора решающих матчей с валлийцами. Наверное, не стоит лишний раз напоминать, что дебют в первой сборной, как и в "Зените", у Малафеева получился экстремальным. Овчинников получил желтую карточку за спор с арбитром и вынужден был пропустить игру в Кардиффе. Как вспоминал зенитовец, главный тренер команды Георгий Ярцев и занимавшийся с вратарями Ринат Дасаев сразу же сказали, что играть будет он. От прессы же это держали в тайне, и несколько дней спортивные издания терялись в догадках, кому же - Малафееву или Игорю Акинфееву из ЦСКА - доверят последний рубеж обороны.

На плечи Вячеслава легла огромная ответственность. Ценой ошибки могла стать дальнейшая карьера. Кто не помнит, как "сломался" Александр Филимонов после столь же важного матча со сборной Украины осенью 1999-го? К счастью, опасения оказались напрасны - на стадионе "Миллениум" Малафеев отыграл спокойно и надежно, сохранив ворота "сухими".

Выстоял после лиссабонского кошмара

Закончился чемпионат Европы, и многие посчитали, что Малафеев доказал свое право на первый номер в сборной.

Однако скептики, как это часто бывает, были правы - спорт богат на драмы, на сюжеты, которые не выдумать ни одному сценаристу. Матч 13 октября в Лиссабоне, проигранный 1:7, стал воистину "черным" для всей сборной, для Георгия Ярцева, но особенно для Вячеслава Малафеева, хотя его никто не делал "козлом отпущения". Семь пропущенных мячей для любого вратаря станут кошмаром, будь то даже тренировочная игра, а тут отборочный матч чемпионата мира.

Можно было сколько угодно говорить и писать, что неудачи бывают у всех, что легендарные Лев Яшин и Леонид Иванов, случалось, пропускали и побольше, что работающий сейчас в сборной Ринат Дасаев, по общему признанию, лучший вратарь мира 1980-х, тоже дважды за карьеру вынимал из сетки по шесть мячей за игру...

Но Малафееву-то от этого не становилось легче. Ему надо было доказывать игрой, что "ночь в Лиссабоне" его не сломала. В игре с ЦСКА на "Петровском" Вячеслав не был похож на себя, допустил несколько ошибок. Все замерли в тревожном ожидании.

И к безмерной радости болельщиков, Слава сумел преодолеть кризис. Он отлично провел матч с "Севильей", а в Кельне в игре против "Алемании" творил настоящие чудеса. Малафеев убедил, что остается вратарем не только талантливым, но и надежным, номером 1 и в "Зените", и в сборной.