Команда молодости нашей...

Команда молодости нашей...

О своей футбольной карьере и «Зените»-84 вспоминает Дмитрий Баранник - чемпион СССР, финалист Кубка СССР, 3-й призер чемпионата Норвегии, финалист Кубка Норвегии - Дмитрий, вы помните свой дебют в команде мастеров?

О своей футбольной карьере и «Зените»-84 вспоминает Дмитрий Баранник - чемпион СССР, финалист Кубка СССР, 3-й призер чемпионата Норвегии, финалист Кубка Норвегии

- Дмитрий, вы помните свой дебют в команде мастеров?

- Такое не забывается: впервые в основе вышел в Ленинграде в матче с донецким «Шахтером».

- Вышли на замену или в стартовом составе?

- Я сыграл в стартовом составе. Тем-то и отличался Юрий Андреевич Морозов, что доверял молодым. Затем играл против «Днепра», а потом мне не повезло - выбыл из строя, долго лечился и сезон 1983 года у меня пропал. Вновь вернулся в команду в 1984.

- И сразу попали в «яблочко». По крайней мере, по результату.

- Да, тот сезон сложился очень удачно. Например, когда меня просят вспомнить самый памятный матч и гол, то я говорю, что запомнился весь сезон 1984 года. И все же, что касается матча, то, конечно, не забыть побед в знаменитых играх со «Спартаком» и тбилисским «Динамо». В Тбилиси мы ведь «горели» за 10 минут до конца матча со счетом - 0:2, а закончили игру победив - 3:2.

- С кем было легче всего взаимодействовать на поле?

- Наверное, первым надо назвать Давыдова. Он был намного старше меня, и я его называл «дядя Толя». Хотя я довольно легко находил общий язык не только с этим моим учителем, но и с Ларионовым, Желудковым, Чухловым, Степановым, Клементьевым. Впрочем, можно перечислить всю команду.

- Один из футболистов вашей команды сказал о том, что в 1984 году «Зенит» добился успеха за счет командного духа и взаимовыручки. До этого в «Зените» встречались и более сильные в индивидуальном мастерстве футболисты, но в памяти любителей футбола останется состав 1984 года потому, что вы стали чемпионами.

- Считаю, что мы добились успеха потому, что все добросовестно делали свое дело. Иногда я думаю, что было бы, если бы нам не удалось в том сезоне выиграть первое место, скажем, стали бы вторыми или третьими.

- И каков же итог этих размышлений?

- Даже если бы это случилось, нам не за что было бы себя упрекать. Могло не повезти, но все, что могли мы сделать - сделали. С другой стороны, можно случайно проиграть, но нельзя случайно выиграть. Мы как бы собрали весь потенциал предыдущих поколений и сумели его реализовать. Кроме того, у нас было много индивидуально сильных футболистов, отличный тренер, ну и иногда удача была на нашей стороне - в споре равных соперников это тоже немаловажно.

- Вы назвали тех, с кем вам было легко взаимодействовать, а против кого было тяжелей всего играть?

- Я почти никого не опекал персонально - был полузащитником созидательного толка, но всегда тяжело приходилось действовать, играя против киевских динамовцев Яремчука, Бессонова и приходившего иногда на мой фланг Демьяненко.

- В некоторых СМИ до сих пор муссируют тему о том, что за выигрыш чемпионата СССР команда получила 7 квартир и белые «Волги », которые затем были проданы втридорога кавказцам. На ваш взгляд, что было причиной отступления «Зенита» в следующих сезонах? Действительно сыграл свою роль пресловутый материальный фактор?

- Думаю, прежде всего, это можно объяснить отсутствием подобного опыта, победных традиций. Что касается тех благ, которые достались футболистам, то неприязнь в отношения они не внесли. Плохо было лишь то, что в той ситуации тренер становился своеобразным распределителем благ.

- Какие достижения, помимо выигрыша чемпионата страны и выхода в финал Кубка СССР, вы могли бы отметить в советский период своей игровой карьеры?

- Если говорить о каких-либо достижениях, то можно вспомнить о том, что в 1982 году сборная СССР заняла 3-е место в чемпионате Европы среди юношей. Я горжусь тем, что провел 5 игр в составе этойкоманды. Об уровне ее игры говорит тот факт, что в ее составе играли такие футболисты, как Черчесов, Яковенко, Литовченко, Протасов, а тренером был Николай Киселев - в прошлом чемпион страны и обладатель Кубка СССР в составе «Спартака», участник чемпионата мира 1970 года.

- Ваш советский период игровой карьеры завершился в 1990 году. Что было дальше?

- В том году футболистам впервые выдали на руки контракты и я даже сам не ожидал, но в начале 1991 года уже оказался в Норвегии.

- Как же это произошло? Вы сами проявили инициативу или кто-то со стороны?

- Предсезонный сбор «Зенит» проводил в этой стране, и, как я позднее узнал, один из футбольных агентов порекомендовал меня в команду города Норвича, на севере страны. Переход удалось оформить без всяких затруднений. Мало того - «Зенит» за меня еще и получил какую-то сумму денег.

- Как проходила адаптация к жизни в незнакомой стране?

- Возможно это банально, но сразу ошеломили другие отношения между людьми. Если говорить о футболе, то тренер никогда не кричит на игрока - это не начальник и подчиненный, как у нас, а два члена одного коллектива, выполняющие совместную работу. Если же кто-то, будучи начальником, заговорит с подчиненным на повышенных тонах, то он должен быть готов к получению адекватного ответа. Даже учитель в школе может полу чить вызов в суд, если он накричал на ученика. Конечно, вначале все это было непривычно, как и то, что над тобой нет строгого контроля.

- Как складывалась ваша карьера за рубежом?

- Если говорить об успехах, то удалось стать третьим призером чемпионата Норвегии и финалистом Кубка страны. Приходилось выполнять функцию играющего тренера. Вроде бы получалось, стыдно было бы быть не в форме - ведь в отличие от местных футболистов, помимо зарплаты, клуб оплачивал мне жилье, выделил машину. Горжусь тем, что стал первым российским футболистом, исполняющим в зарубежном клубе функции капитана команды. Недавно я прочитал о том, что первым из наших в этой роли был Черчесов, но это не так. У меня прекрасные отношения со Станиславом еще со времен совместной игры за сборную юношей, но все же в этом я его опередил.

- После 14 лет жизни в Норвегии, что вы можете сказать о футболе этой страны?

- Считаю, что наблюдается большой прогресс - во времена моей молодости ни норвежские клубы, ни сборная страны не считались достойными соперниками. Сейчас же «Русенборг» достойно играет в Лиге чемпионов, сборная выступает на чемпионатах мира и Европы, хотя денег футболистам платят значительно меньше, чем в России. Думаю, что огромные зарплаты не только благо для футболистов - некоторые, получив их, перестают повышать свое мастерство. Сейчас на Западе наблюдается тенденция к снижению зарплаты футболистов. Думаю, что со временем это произойдет и в России. Приведу один лишь пример того, как большие деньги влияют на мировоззрение человека. Тренер не стремится поднять уровень индивидуальной подготовки футболиста - зачем, мол, с ним возиться - перестанет устраивать, купим на имеющиеся деньги другого игрока.

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Я работаю в специализированной частной школе. За обучение родители платят немного, а наиболее талантливые спортсмены освобождаются от платы и еще получают стипендию. У нас 4 тренировки в неделю, ну и, конечно, теоретические занятия. Кроме того, наши учащиеся занимаются футболом еще и в клубах. Преподавательский состав довольно высокого уровня. Скажем, у нас работает преподавателем чемпионка Олимпийских игр по футболу среди женщин. Главным же отличием от той же «Смены» является то, что если в России группа в одном составе под руководством тренера занимается до самого выпуска, то у нас ребята регулярно занимаются в разных группах и у разных тренеров. Человек получает практику адаптации в разных коллективах. В одной группе он мог быть лидером, а в другом коллективе может встретиться с еще более одаренным спортсменом. Появляется стимул в тренировках с тем, чтобы опередить лидера. В спорте вообще и в футболе, в частности, нужно движение вперед - застой приводит к утрате лидирующего положения. Для движения вперед нужна конкуренция. К примеру, как я недавно узнал, в этом сезоне в дубль «Зенита» включили четырех иногородних спортсменов, и тренер не имел права ни в одном матче их менять, несмотря на то, как они играли. К чему им было стремиться повышать свое мастерство, если место на поле им и так обеспечено, даже если они будут играть хуже других членов команды. Понятно также, что испытывают те, кто по уровню мастерства не уступают «неприкасаемым», но вынуждены прессовать скамейку запасных. Конечно, возможно, это не мое дело, но о каком движении вперед в этом случае может идти речь.

- Давайте не будем заканчивать наш разговор на грустной ноте. Скажите, будете ли вы присутствовать на праздничном юбилейном вечере, посвященном двадцатилетию вашей славной победы в чемпионате СССР?

- Я постараюсь приехать, так как всегда рад встрече с партнерами по той команде. Вдвойне приятно то, что в программе этого вечера предусмотрен матч с ветеранами «Спартака». Еще приятнее, если посмотреть на нас придет тысяча, а может быть пять тысяч зрителей. Ведь многие из тех, кто смотрел нашу игру двадцать лет назад, переживают сейчас не очень легкие времена и воспоминания о той поре, когда и они, и мы были молоды, являются единственной отдушиной в жизни.