«Бивни» плачут по золоту «Зенита»

«Бивни» плачут по золоту «Зенита»

Только человек, совсем уж чуждый футболу, не напевает сегодня в Питере «Ах, веселая расцветка, сине-бело-голубая». Просидев сиднем десять лет после распада группы «Юго-Запад», лидер «Бивней» Александр Махнач не просто вернулся в музыку, а застолбил за собой огромную нишу.

Только человек, совсем уж чуждый футболу, не напевает сегодня в Питере «Ах, веселая расцветка, сине-бело-голубая». Просидев сиднем десять лет после распада группы «Юго-Запад», лидер «Бивней» Александр Махнач не просто вернулся в музыку, а застолбил за собой огромную нишу. Первый альбом группы под названием «12-й игрок» превратился в такой же атрибут зенитовского болельщика, как шарф, футболка или флаг со «стрелкой». Перед домашними матчами «Зенита» песни Махнача на «Петровском» крутят в «прайм-тайм» — перед самым свистком. Как раньше «Снова на футбольном поле наш «Зенит» или «Мне все по барабану»…

«Зенит» внутри нас

— Тебя никогда не обвиняли в конъюнктуре? Болеть за «Зенит» в Петербурге нынче модно, бывать на стадионе престижно, ажиотаж вокруг матчей огромный. И тут — ваш чисто зенитовский альбом…

— Конечно, время от времени приходится слышать, что мы «прилипли» к чужой славе и паразитируем на ней. Но моя совесть чиста. Альбом «12-й игрок» состоялся бы, даже если б «Зенит» не выиграл в прошлом году медали. Ведь мы сели его записывать в мае, когда у команды как раз была «болезнь роста» — 1:7 в Москве от «Динамо», 0:3 в Ярославле от «Шинника», поражение в Элисте от «Уралана»…

— Если это не конъюнктура, то как вышло, что «Бивни» решили обратиться к «Зениту»?

— На уровне «ботаника» я болею за «Зенит» с 1988 года. С 1995-го, когда в команду вернулся Павел Садырин, подсел на эту тему плотно. Хотя оставался телеболельщиком, начал вести статистику. С прошлого года прописался на «Петровском». И, глядя на окрасившиеся в сине-бело-голубые цвета трибуны, никак не мог взять в толк: почему о такой красотище не пишут нормальные, современные песни, не считая «Я болею за «Зенит» Сереги Паращука. Тема, что называется, лежала на поверхности. Я взялся за нее и на одном дыхании написал песен 15–20…

— … Которые сразу же стали хитами. В чем секрет популярности?

— Речь прежде всего о том, что переживаю лично я, поэт и музыкант Александр Махнач. О том, что меня волнует в футболе. И мое восприятие оказалось близко самым разным людям, от детей до стариков. Ведь народ на «Петровский» привлекает не только красота игры. Красоты в сто раз больше дома, у телевизора, где повторы, где сосед не размахивает огромным флагом и не дудит в дудку. Интересно быть на стадионе, чувствовать себя частью происходящего. Поэтому наши песни — не о «Зените», каков он сам по себе, а о «Зените» внутри нас.

— Ого. Тут тебе зааплодируют почитатели идеализма и учения Иммануила Канта.

— Никакой философии. Прошу извинить за каламбур, дело не в Канте, а в кайфе. Мы поем не для двух десятков футболистов и не для нескольких сотен «суппортеров», а для тысяч и десятков тысяч. От наших песен человек ловит кайф сопричастности независимо от того, ездит он на выезда или нет, сидит в ложе или ходит на фанатский 13-й сектор, дерется после матча или мирно пьет пиво.

— В общем, ваши песни для тех, у кого «Зенит» — любовь на всю жизнь.

— Вот именно. Пусть не обижаются футболисты, но они могут уйти в другую команду и потом играть против «Зенита». Могут вообще поменять сферу деятельности и вместо футбола заняться театром. С «Зенитом» всегда останутся только его болельщики. Те, у кого не только галстук или форма, а сердце выкрашено в сине-бело-голубые цвета. Мы — голос этих людей.

— Кстати о тренерах. Правда, что «Бивней» с удовольствием слушает помощник Петржелы Владимир Боровичка?

— Не просто слушает, он бывает на концертах. В октябре на одном из них узнал, что у меня день рождения, уехал домой, вернулся с футболкой, которую ему подарила команда на 50-летие, и вручил ее мне. С тех пор в ней и выступаю.

«Фанатские войны» обождут

— Что за скандал недавно приключился с «Бивнями» во время «Дня Зенита» — празднования фанатами двадцатилетия победы 1984 года?

— У меня есть песня «Мешки», навеянная историей питерского фан-движения. Наши парни в прошлом часто ездили на выезд через Москву. Когда «Зенит» играл в первой лиге, московские фанаты вообще видели питерских только проездом и часто в бессознательном состоянии. Их порой приходилось волочить, как мешки. Появилось прозвище, со временем ставшее обидным, а сегодня превратившееся для футбольных хулиганов Питера в оскорбление. И вот во время концерта на сцену вышел молодой человек со словами возмущения: мол, мы — не мешки и все такое. Его попытались урезонить, начались разборки…

— Говорят, ты потом исключил песню «Мешки» из своего репертуара. Испугался?

— Только из концертного репертуара. Решил объявить на нее мораторий. Такой вот вывод. Но я сделал и другой: из нового альбома «Золотые слезы», который мы сейчас пишем, исчезла песня «Фанатские войны» о футбольных хулиганах.

— «Золотые слезы» — это слезы по упущенному «Зенитом» золоту в сезоне-2004?

— Вообще-то, по замыслу, золотыми должны были стать слезы счастья после нашей победы в чемпионате. Но заглавная песня подходит под оба смысла. И раз уж все получилось как получилось, альбом мы посвящаем 20-летию чемпионства ленинградского «Зенита» в 1984 году. Вот почему нам очень важно записать его и представить еще до Нового года. Надеемся устроить презентацию 29 или 30 декабря.

— И что потом? На нефутбольные темы «Бивни» петь не собираются?

— У меня хватит творческих сил, чтобы за каждым футбольным диском записывать лирический. Лирикой я занимаюсь всю жизнь. И третий альбом «Бивней» будет лирическим, причем я намерен сесть за него уже через неделю после Нового года. А следующий, четвертый — опять футбольный, рабочее название — «Грубая игра». В него войдут и «Фанатские войны», и песни с ненормативной лексикой вроде «Судья — педераст», и с совсем уж непечатными словами, которые на концертах мы исполняем на бис.