«Зенит» спасли звонком министра обороны?

«Зенит» спасли звонком министра обороны?

История советского футбола знает несколько примеров расширения высшей лиги в угоду конкретной команде. Один из таких эпизодов произошел в конце 1967 года, когда приказом правительства страны была сохранена жизнь в элите ленинградскому «Зениту».

История советского футбола знает несколько примеров расширения высшей лиги в угоду конкретной команде. Один из таких эпизодов произошел в конце 1967 года, когда приказом правительства страны была сохранена жизнь в элите ленинградскому «Зениту».

НАЧАЛО ПАДЕНИЯ – ОТЧИСЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ

В 60-е годы «Зенит» никак нельзя было назвать флагманом отечественного футбола. Менялись тренеры, уходили-приходили игроки, а команда без видимых перспектив барахталась в середине турнирной таблицы. Руководство города и задач-то серьезных перед сине-бело-голубыми не ставило. Играете – уже хорошо. Но в 67-м случилось страшное. Город-герой Ленинград потерял место под солнцем, команда, заняв последнее место, вылетала.

Первопричина фиаско, судя по воспоминаниям тех, кто играл за «Зенит» в те годы, была в назначении на пост главного тренера Аркадия Алова. Сменил он Валентина Федорова, с которым сине-бело-голубые в 1966 году заняли 16-е место в чемпионате страны.

Прежде всего новый наставник отчислил из «Зенита» семь опытных футболистов, в том числе Станислава Завидонова, сославшись на их «преклонный» тридцатилетний возраст и необходимость омоложения коллектива.

– Вместо этих ребят Алов привел группу людей из ленинградского «Динамо». Многие из них в команде сразу не прижились. Уже на сборах чувствовалось, что в «Зените» каждый сам за себя, нет единого ансамбля. Да и Алов работал как-то по старинке. Мы видели, что это не самый сильный тренер, и потихоньку уважение к нему как к специалисту пропадало, – рассказал корреспонденту «СС» Михаил Лохов, защитник, пришедший в ленинградскую команду как раз в начале 1967 года.

ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Не придал сил и неудачный старт команды в чемпионате. Традиционное дебютное турне «Зенита» по южным городам закончилось крахом.

– Игроки откровенно не любили тренера, ни во что его не ставили, – рассказал Лохов. – К тому же многие постоянно нарушали режим. Пьянки-гулянки стали нормальным явлением. Слово «дисциплина» превратилось в пустой звук.

Потеряв контроль над коллективом, Алов пытался спасти положение, привлекая к себе в помощники других наставников, например, Николая Люкшинова. В результате тренировки команды, подход к играм превратились в невероятный эксперимент. Все что-то советовали, рекомендовали, пытались помочь, но ответственности за поражения никто не нес.

ИГРОКИ ИЗ… АЭРОПОРТА

Понимая, что «Зенит» гибнет, руководство Федерации футбола СССР специально организовало на стадионе имени Кирова два показательных матча ленинградцев со сборной игроков первой лиги. Алов мог посмотреть в действии футболистов и забрать себе в команду кого захочет. Так, например, в «Зените» появились Вячеслав Булавин, Михаил Фокин.

– А иногда дело вообще доходило до абсурда. Прямо на матч из аэропорта к нам в раздевалку привозили игроков, подбирали им бутсы по размеру и выпускали играть. Мы даже не знали их имен. На поле подбегали и спрашивали: «Как тебя зовут?» – чтобы хоть окликнуть можно было, – признался Лохов.

50 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ КАК ПРИКРЫТИЕ

Но, естественно, эти меры команде не помогали, равно как и назначение на матчи «удобных» судей. «Зенит» катился по наклонной без каких-либо шансов на выживание. Но, что характерно, народ тогда поддерживал команду от всей души, несмотря ни на что трибуны заполнялись чуть ли не под завязку.

За несколько туров до финиша чемпионата стало окончательно ясно: «Зенит» вылетает. И в сентябре в правительстве города начались разговоры о том, что надо бы под Ленинград лигу расширить с 19 до 20 команд. Руководство местных горкома, обкома выходило на чиновников Спорткомитета, продвигая эту идею.

В конце концов, когда чемпионат уже завершился, дело дошло до министра оборонной промышленности СССР Сергея Зверева.