Горький день. После стартовых матчей три из четырех россиянок остались разочарованы

Горький день. После стартовых матчей три из четырех россиянок остались разочарованы

В первый день чемпионата ВТА россиянки проиграли в двух встречах американкам: Мыскина уступила Серене Уильямс, Дементьева – Дэвенпорт.

В первый день чемпионата ВТА россиянки проиграли в двух встречах американкам: Мыскина уступила Серене Уильямс, Дементьева – Дэвенпорт. Успешно стартовала Кузнецова. Но и тут нет повода для ликования, потому что она выиграла у Звонаревой.

МАТЧ № 1

КУЗНЕЦОВА – ЗВОНАРЕВА

Удивительное дело: перед стартовым матчем турнира трибуны пустоваты. Не как в 2002 году, конечно, – тогда на игры лучших теннисисток планеты приходили всего по 200 зрителей, но и до аншлага далеко. Впрочем, на всех подъездах к «Стейплз-центру» легендарные лос-анджелесские пробки, и публика продолжает прибывать, даже когда начинается встреча.

Кузнецова играет деловито, устанавливает диктат мощными обводящими ударами и уверенно бьет по линии. В четвертом гейме Звонарева уступает на своей подаче. Видно, как Светлана наращивает мощь своих ударов. Она еще немного нервничает, но действует все лучше и лучше. Следующий гейм на своей подаче Кузнецова выигрывает моментально – 4:1. Первый сет она заканчивает в свою пользу, и прошел он без особых эмоций со стороны Звонаревой.

Во втором сете Вера дает волю чувствам. Громко ругает себя: «Stupid!» (глупая. – Прим. А.Т.) – и после этого красиво берет очко. Но страсти разгораются. Почти после каждого розыгрыша Звонарева апеллирует к тренеру (Лексу Кэррингтону. – Прим. А.Т.), наказывает непослушный мячик, отправляя его далеко на трибуны. Это где-то на 3 балла по «эмоциональной шкале Звонаревой».

За игрой россиянок из первого ряда наблюдает папа сестер Уильямс. На нем модный свитер с кожаными и замшевыми лоскутами-заплатами. Под свитером – оранжевая рубашка. Тяга Серены к необычным нарядам, судя по всему, наследственная.

Кузнецова действует на кураже, но торопится, бьет в сетку. Счет уже 5:4, он явно не по игре. С четвертого матчбола Светлана доводит встречу до победного конца – 6:2, 6:4.

ЛИШЬ БЫ ВЕРА НЕ ПЛАКАЛА

– Я не играла пару недель, практически не тренировалась, хорошо отдохнула – и «заржавела» немного, – сказала Кузнецова на послематчевой пресс-конференции. – Только это проявилось не в начале, как обычно бывает, а в конце. Ноги устали, начала ошибаться, смазала концовку. К счастью, все обошлось. Вера не показала свой лучший теннис, я от нее ожидала гораздо большего, настраивалась на тяжелый матч.

– Вы почувствовали преимущество, когда Звонарева начала вести себя эмоционально?

– Я слишком хорошо знаю Веру, мы играем с ней лет с 14–15. Если вы думаете, что она была сегодня расстроена, то сильно ошибаетесь. Помню, однажды я вообще проиграла ей из-за того, что она заплакала. Я вела 4:1 в третьем сете, играла потрясающе. Вдруг она начинает плакать. И громко разговаривать сама с собой во время передышек. Я стала прислушиваться: о чем же она говорит? (Смех в зале.) И проиграла на тайбрейке. Я сделала выводы и не собираюсь повторять эту ошибку. А вне корта мы лучшие подруги, с юниорских лет делили комнату. Вера – замечательный человек.

– В чем разница между вами и первой-второй ракетками мира?

– Только в опыте и возрасте. Пару лет назад я смотрела на Дэвенпорт по телевизору, а сейчас выхожу на корт, чтобы победить ее.

– В чем вы видите особенности этого турнира?

– На обычном турнире играешь каждый день, начиная со слабых соперников. Есть возможность набирать форму, если к началу она не была идеальной (как у меня сейчас). А если уж проиграл, то все, покидаешь дистанцию. Три-четыре дня отходишь от поражения. Пытаешься понять, что же на самом деле случилось. А здесь – мы даже в раздевалке с Линдсэй это обсуждали, она тоже первый раз играет по круговой системе – очень странное ощущение. Можешь проиграть, но на следующий день надо все забыть и мыслить позитивно, потому что у тебя есть еще шанс.

Слушая следующий вопрос, задаваемый Кузнецовой, я немного похолодел. Некоторые теннисистки реагируют на него агрессивно. Отчасти потому, что он им попросту надоел. Вопрос простой: «Почему россиянки играют так хорошо?» Например, Вера Звонарева воспринимает его как признак неуважения к себе. Неужели, недоумевает она, так трудно прослушать или прочитать предыдущий репортаж? Ведь сто раз уже приходилось говорить об этом.

А Серена Уильямс в свойственной ей чуть развязной манере однажды передразнила задавшего этот вопрос репортера. Но потом сменила гнев на милость и заученно ответила: «Они молодцы, честь им и хвала. Столько добились, а ведь происходят не из самой богатой страны. Не такой богатой, как США или Англия». И вот когда этот вопрос прозвучал в адрес Светланы Кузнецовой, трудно было даже предположить, что последует дальше. Но теннисистка приняла гениальное решение: она невозмутимо произнесла то же самое, что произносила и прежде. Стабильность – признак класса! Сказала про то, что талант и труд всегда приносят успех.

– Кто из россиянок первой достигнет верхней строчки рейтинга? – репортеры развили тему.

– Не так важно, кто будет первой. Важно, кто там дольше удержится.

– Какие ощущения остались у вас после вчерашних гонок на джипах?

– Классные! Люблю делать что-то экстремальное и оригинальное.

– Обидно, что проиграли там Моресмо?

– Не очень, ведь у нее водительский опыт больше. Тем более что я все-таки пошла после пресс-конференции и на секунду улучшила ее результат. Теперь осталось выиграть на корте, это важнее.

– Вам 19 лет, и вы уже миллионер. Как себя чувствуете?

– Как чувствовала прежде, так и чувствую. К тому же все говорят о сумме призовых в 2–3 миллиона, но не забывайте, сколько мы тратим на тренеров, поездки. Все очень дорого, и отели особенно (в Лос-Анджелесе стоимость номера в сутки – 214 долларов, это со скидкой для участниц чемпионата ВТА. – Прим А.Т.)

МАТЧ № 2

МЫСКИНА – СЕРЕНА УИЛЬЯМС

Серена выходит на корт в розовых кроссовках и в юбке с розовыми оборками – хоть сейчас на рекламу леденцов. Спасибо, что не обула ботфорты, в которых она выступала на Открытом чемпионате США. На послематчевой пресс-конференции она, кстати, так характеризует свой наряд:

– Это одежда для активного отдыха в загородном клубе. Она очень простая и скромная. Кроссовки похожи на туфли для гольфа, и к ним хорошо идут носочки с помпонами. Ну а розовый – вообще мой любимый цвет.

Последует всеобщее умиление репортеров-женщин, лица мужчин несколько искривятся: слишком приторно. Серена, как правило, с большим энтузиазмом болтает о нарядах, а в ответ на вопросы о теннисе мямлит что-то односложное.

Начинается матч. Первый сет за Анастасией Мыскиной – 6:4. Она ведет 3:0 и во втором. Уильямс старается бить посильнее, перебирает ногами, подбираясь к мячу, всем телом вкладывается в удар. А Мыскина, как обычно, думает головой. Хитрит. Комбинирует. Что, победа в кармане? Именно так и кажется Насте, в этом она признается позже во время пресс-конференции.

В предыдущих трех матчах против Серены Настя не взяла ни сета, так что прогресс налицо. Ей есть чем гордиться. Но…

Она проигрывает 8 геймов подряд. При счете 0:2 в третьем сете все же берет себя в руки и выходит вперед – 3:2.

При счете 3:3 Мыскина затевает разговор с тренером Йенсом Герлахом, но тот лишь успокоительно кивает.

3:5, 4:5. Публика, охотно награждавшая россиянку аплодисментами в первом и втором сетах за красиво выигранные очки, теперь отбросила все претензии на объективность и болеет за свою соотечественницу. В самый неподходящий момент, когда Настя принимает сложный мяч, сидящая рядом со мной экзальтированная негритянка громко хлопает в ладоши. На нее шикают. Неспортивно! Но очко Мыскиной проиграно. Хоть бы кто-то крикнул: «Давай, Настя! Можешь!» Рискуя своим журналистским достоинством, кричу: «Настя, давай!». Мыскина отыгрывает матчбол. Еще один голос с акцентом кричит за моей спиной: «Давай!».

Поздно… 6:4, 3:6, 4:6.

СУМАСШЕДШИЙ ДРУГ СЕРЕНЫ

Серена пользуется безоговорочной поддержкой родных стен и знакомых людей: она сама из Лос-Анджелеса, у нее здесь есть дом. Всех, кто хотел ей помочь, превзошел молодой чернокожий парень, сидевший в первом ряду, который дирижировал трибунами, отплясывал после каждого выигранного Сереной очка. А перед каждой ее подачей делал хитроумные пассы руками, как будто направлял на нее космическую энергию.

– Вы заметили этого парня? – спрашиваю Уильямс после игры. Смеется:

– Это мой лучший друг Джеки Лонг, он ненормальный! Он очень хороший актер, у него скоро три фильма выйдут, очень смешной и будет большой звездой.

Серена делает сдержанный комплимент Насте:

– Она показала многое, на что способна, но я очень хотела победить. Если против такого игрока, как Мыскина, делать много ошибок, то она тебя быстро отправит домой.

МЫСКИНА МЫСЛЕННО ПОХВАЛИЛА СЕБЯ

– Как вы могли позволить себе расслабиться, учитывая, что в прошлом проиграли несколько матчей, в которых уверенно вели? – следует вопрос Насте.

– Ну, все-таки сегодня было не 5:1 (это она вспоминает полуфинальную встречу с Энен-Арденн на Олимпиаде в Афинах. – Прим. А.Т.). Вначале мне все удавалось, я хорошо подавала, хорошо играла и мысленно хвалила себя. До матча я не знала, чего ожидать.

– Не каждая теннисистка признается, что посчитала матч выигранным…

– Я сделала большую ошибку, можно сказать, проиграла матч из-за этого. Очень недовольна собой. Предстоит сыграть еще два матча. Я думаю, они будут не такими. Постараюсь свои ошибки проанализировать и не повторять в будущем.

– Что ответите критикам, которые скажут, что Мыскина, мол, часто проигрывает, ведя в счете, как на Олимпиаде или здесь?

– Если бы эти люди оказались на моем месте и почувствовали все то, что я чувствую сейчас… Врагу такого не пожелаю.

– В третьем сете вы затеяли с тренером диалог или это был монолог?

– Однозначно – монолог. Он никогда со мной на корте не разговаривает, я злюсь на него за это. В основном всегда ругаю себя, просто смотрю при этом на него. Когда упускаешь такой шанс, много слов требуется, чтобы передать свои чувства в этот момент.

– Был тактический план на игру?

– Конечно, был. Но при счете 3:0 во втором сете я перестала его выполнять. Я знаю слабые стороны соперницы – это удар справа. Она может атаковать, но много ошибается. Но я позволила Серене втянуться в ту игру, которая ей удается, при таком раскладе уже мало что помогает.

– Вы чувствовали поддержку или давление трибун?

– Здесь замечательная публика. Несмотря на то что я не американка, меня очень тепло приняли.

– Что вам больше всего нравится в Лос-Анджелесе?

– Здесь жуткий трафик… А что нравится? Очень хорошо развивают спорт. Отличная хоккейная команда, баскетбольная, чемпионат ВТА. Здорово, когда в городе спорт поставлен на широкую ногу.

МАТЧ № 3

ДЕМЕНТЬЕВА – ДЭВЕНПОРТ

Вот кто проиграл, как говорится, в одну калитку, так это Елена Дементьева. Это форменное несчастье – уступить первый сет со счетом 0:6. Нет, Дементьева, конечно, боец и сдаваться не собирается, но когда на другой стороне корта Дэвенпорт, причем такая Дэвенпорт, у которой почти все получается, то надеяться практически не на что.

Во втором сете россиянка уступила еще в четырех геймах подряд. Пятый на своей подаче взяла – 1:4. И все равно то, что случилось в 6-м, предположить было совершенно невозможно.

Шестой гейм длился 27 минут. По теннисным меркам это был марафон. Дементьева вытаскивала мертвые мячи, красиво обводила – и тут же допускала ошибку, либо хорошо играла Линдсэй.

Восемнадцать (!) раз счет в этом гейме был «ровно». У Елены было девять брейк-пойнтов. Но вот американка что есть сил подает, а россиянка не может как следует принять – и мяч летит в сетку – 1:5.

Большинство журналистов и работников ВТА после игры признавались, что это был самый длинный гейм на их памяти, хотя в книгах рекордов есть и длиннее.

В следующем гейме на своей подаче Дементьева сделала 12-ю двойную ошибку в матче, затем отыграла матчбол. На этом ее достижения закончились – 0:6, 1:6.

А Дэвенпорт, естественно, вскинула руки к небу.

ДЭВЕНПОРТ ОПАСАЛАСЬ УПОРСТВА ДЕМЕНТЬЕВОЙ

– Я уже начинала опасаться, что мне предстоит долгая ночка, – сказала корреспонденту «СС» победительница после матча. – Возьми она тогда мою подачу, все могло сложиться совсем по-другому.

На пресс-конференции, уже за полночь, она призналась, что совсем не сова, а самый настоящий жаворонок.

– Муж встает в 5.30 утра на работу, и дом приходит в движение.

Линдсэй так прокомментировала свой результат:

– Когда хороший теннисист плохо играет, следует ожидать, что в конце он прибавит, чтобы взять несколько геймов престижа. Я и не думала, что Елена сдастся. 12:1 (по геймам. – Прим. А.Т.) дались мне непросто. Не думаю, что этот счет – по игре.

Мне тут же вспомнилось, как в середине второго сета, сидя на скамейке, Лена приложила полотенце к уголкам глаз. По-моему, она вытирала не пот. И хотя глаза подозрительно блестели, она не дала волю чувствам. И почти не радовалась, даже выигранным очкам. Только пару раз удовлетворенно улыбнулась, когда вытаскивала безнадежные мячи.

После матча корреспонденты дружно решили Лену оставить в покое. Ведь справедливо заметила Мыскина: впереди еще как минимум два матча, пусть лучше думает о них, а не переживает это обидное поражение.

СЕГОДНЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ

Моресмо (Франция, 2) – Звонарева

Кузнецова – Шарапова (Россия, 6)

Дементьева – С. Уильямс.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ДНЯ. ЧЕМПИОНАТ ВТА

Лос-Анджелес (США). Закрытые корты, покрытие – синтетика. Призовой фонд – 3 000 000 долларов. Прошлогодняя чемпионка – Ким Клийстерс (Бельгия). Одиночный разряд

Красная группа

С. Уильямс (США, 7) – Мыскина (Россия, 3) – 4:6, 6:3, 6:4.

Дэвенпорт (США, 1) – Дементьева (Россия, 5) – 6:0, 6:1.

Черная группа

Кузнецова (Россия, 4) – Звонарева (Россия, 8) – 6:2, 6:4.