Жилищный кодекс – рамочный закон

Жилищный кодекс – рамочный закон

Это мнение – единственное, что объединило депутата Государственной думы Оксану Дмитриеву и начальника Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Олега Вихтюка, которые обсуждали новый Кодекс.

Это мнение – единственное, что объединило депутата Государственной думы Оксану Дмитриеву и начальника Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Олега Вихтюка, которые обсуждали новый Кодекс.
Во всем остальном – содержание Жилищного кодекса, его продуманность, влияние на социальную стабильность
в стране – их мнения кардинально разошлись.

Олег Вихтюк считает, что принятие нового ЖК – благо. «За последние десять лет, а именно таков возраст предыдущего ЖК, наша страна изменилась, – говорит чиновник. – Мы живем в другом обществе. Изменилось соотношение частной и государственной собственности». А по предыдущему кодексу в жилищной сфере государство выступало и в роли подрядчика, и в роли заказчика, и в роли контролера, и само же оплачивало все работы. Новый кодекс, по его мнению, «абсолютно правильно расставляет акценты. Частную собственность должен обслуживать частник».

Не все так просто
Оксана Дмитриева, не возражая против подобного посыла, «зрит в корень». Главная беда этого документа, считает депутат, что он только регламентирует, как должно быть, но не дает инструментов для собственной реализации. Непродуманность ЖК – почище закона о «монетизации». Если последний касался только малоимущих, то Жилищный кодекс в равной мере затрагивает интересы всех.
Критику нового закона депутат начала с такой важной для россиян сферы, как постановка на очередь на получение социального жилья. Сегодня в городской очереди стоит порядка 300 тыс. семей (в целом по России – 4,5 млн). Часть их имеет право на льготную очередь. С 1 марта льготная очередь исчезает как факт, то есть люди, которые уже были готовы к получению жилья в ближайшие год-два, смогут получить его только по основной очереди, а в ней, как известно, можно простоять лет 150. По крайней мере, в нашем городе.
С этого же времени в очередь на жилье будут ставить только малоимущих. И это бы ничего, но согласно новому Кодексу, меняется само понятие «малоимущий». Отныне будет учитываться не только среднедушевой доход на семью, но и наличие у этой семьи собственности. Сумели купить подержанный автомобиль, или когда-то в советские времена обзавелись щитовым домиком – вы уже не малоимущие, а собственники, и ничего вам от государства не положено.

СобственникАм – только за деньги
С 1 марта 2005 года граждане, получившие социальное жилье, не смогут его приватизировать. Но смогут выкупить по цене, которую установит государство в лице местного чиновника. Те, кто на сегодня нанимает жилье у государства, должны успеть его бесплатно приватизировать до 1 января 2007 года, в противном случае они потеряют это право. Еще один большой минус ЖК, по мнению Оксаны Дмитриевой – наступление на права собственников. Не говоря уже о том, что при расселении дома собственнику никто не будет предоставлять жилья, ему только выплатят стоимость его квартиры согласно имеющимся документам (а сколько стоит квартира по документам – каждый знает), но ему еще и запрещается проводить в своем жилище какую-либо перепланировку без согласования проекта в соответствующих структурах. На первый взгляд требование совершенно правильное. Ведь сколько проблем вызывает непродуманная перепланировка, когда рушат несущие стены и тому подобное. Вспомнить только судебные дрязги наших великих земляков Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Но это только на первый взгляд. К примеру, решили вы расширить площадь санузла или ликвидировать стенной шкаф, мешающий установке мебели – необходимо согласовать эту процедуру в БТИ. Во сколько обойдется согласование, будет решать чиновник. Причем, самое интересное, что касается эта процедура и тех, кто произвел перепланировку квартиры раньше, ни с кем ее не согласовав. По новому ЖК государство имеет право изъять вашу собственность в свою пользу без каких бы то ни было компенсаций. Что это – как не очередной шаг в сторону коррупции?
Собственников же, в первую очередь, касается и проблема изъятия земельных участков и зданий, на них расположенных, по государственной или муниципальной нужде. Причем случаи возникновения этой самой нужды никак не оговариваются. Решение принимает исполнительный или муниципальный орган. А теперь вспомните школу №142 в Калининском районе, которую по нужде изъяли прямо посреди учебного года. Вас это не пугает? Оксана Дмитриева видит в этом положении Кодекса повод для злоупотреблений. Правда, она упомянула, что ситуацию можно отрегулировать местными законами, но подобных законов в Санкт-Петербурге пока нет.

Эксплуатировать должен Частник
Один из главных разделов ЖК – эксплуатация жилого фонда. Сегодня в городе 876 ТСЖ (а должно быть около 23 тыс.) и порядка 1800 ЖСК. Весь остальной жилой фонд – около 26 тыс. строений – многоквартирные дома. Все они с 1 марта должны управляться и обслуживаться частными структурами. Причем решение должно принять общее собрание жильцов дома. Оно же будет решать, сколько платить частной компании, обслуживающей дом. (Кстати, собрание может собрать, читай – составить протокол – любой житель дома.) То есть, если тарифы на коммунальные услуги будет устанавливать город, то стоимость жилищных услуг должны будут установить сами жильцы по договоренности с управляющей компанией. Теперь – внимание! – управляющая компания, которую для вас выбрало государство, а так будет в тех домах, которые по большей части принадлежат государству, говорит, что согласна обслуживать ваш дом по определенной цене и ни копейкой меньше. И вы эту цену должны разделить на всех жителей дома. По мнению Оксаны Дмитриевой, квартплата при этом может возрасти на 40-50 процентов. Олег Вихтюк также не сомневается в росте этого показателя, правда, процент называет меньший – 15 процентов без учета инфляции. Самое печальное в этой ситуации то, что никак не оговаривается. Во-первых, что будет с теми, кто не способен оплатить подобное повышение. Во-вторых, компенсация в данном случае полагается только в объеме установленных стандартов. То есть, на сегодня мы за жилищные услуги платим порядка 9 рублей с квадратного метра. А управляющая компания потребует с нас оплаты в размере 30 рублей. Так вот компенсирует город только 9 рублей, вне зависимости от того, какой процент от вашего дохода составляет квартплата (сегодня – не более 22 процента). Не правда ли, «чудесные» перспективы? А как вам разброс цен по квартплате: в разных домах она будет варьироваться в зависимости от аппетитов управляющей компании.
Кодекс вступает в силу с завтрашнего дня. Оптимист Олег Вихтюк полагает, что все будет хорошо. Пессимист Оксана Дмитриева боится: не получилось бы, как всегда. Россиянам же остается терпеть очередные непродуманные эксперименты власти и выживать, кто как может.

Лилиана Глазова