Бои с жителями затихают

Бои с жителями затихают

В последнее время постепенно стихает накал борьбы вокруг уплотнительной застройки. Если прошлым летом жители оспаривали необходимость строительства примерно по 80 адресам, то сегодня споры идут примерно по 10 площадкам.

В последнее время постепенно стихает накал борьбы вокруг уплотнительной застройки. Если прошлым летом жители оспаривали необходимость строительства примерно по 80 адресам, то сегодня споры идут примерно по 10 площадкам. Однако отнести это к достижениям властей города или самих строителей крайне сложно. Ведь главная причина снижения количества споров – уменьшение числа выделяемых пятен.

Пик борьбы против уплотнительной застройки пришелся на прошлое лето. Тогда в преддверии муниципальных выборов гражданам оказывал помощь целый ряд общественных организаций и партий. «Гражданская Общественная Защита» («ГРОЗА») помогала юридическими консультациями. Комитет единых действий в защиту социально-трудовых прав совместно с Движением гражданских инициатив занимался организацией уличных протестов. Региональное отделение Национал-большевистской партии и «зеленые» всегда были готовы оказать силовую поддержку в организации пикета. И хотя каждая из этих организаций преследовала свой интерес, результаты сотрудничества жителей и «профессиональных протестующих» весьма впечатляли. Методы борьбы при этом использовались самые разнообразные. Так, например, граждане долго не пускали технику корпорации ЛЭК на пятно рядом с домом, что по улице Шостаковича, 5. В июле прошлого года строители приехали на площадку в 3 часа ночи и установили забор. С 6 до 8 утра все плиты оказались опрокинуты. Милиции пришлось начать разбирательство. Однако все опрошенные жильцы соседних домов в один голос утверждали, что как раз с 6 до 8 утра поднялся ветер, были какие-то странные подземные толчки, что и привело к падению забора.

Телефонный терроризм
Применялся и так называемый «телефонный терроризм» в отношении высоких чиновников. Так, одна из организаций, поддерживающих жителей, снабжала жильцов телефонами приемных высоких чиновников. Граждане многократно звонили по этим номерам и пытались пожаловаться на свои проблемы. К руководству их не допускали, но жалобы все-таки доходили до нужных ушей, что со временем может повлиять на исход конфликта.
Довольно продуктивна оказывалась и тактика рассылки жалоб. Так, по слухам, жители одного из кварталов Васильевского острова сумели донести свое письмо до заместителя руководителя Администрации Президента РФ Игоря Сечина. Тот письмо прочитал и позвонил губернатору города Валентине Матвиенко. Якобы после этого разговора и состоялась отставка главы администрации Василеостровского района Александра Евстрахина. По отзывам представителей инициативных групп жильцов, новый глава района всегда очень быстро выезжал на места стихийных протестов и практически всегда вставал на сторону возмущенных граждан. И, что самое неприятное для строителей, различные группы, которые вели борьбу против уплотнительной застройки, объединились. Во-первых, сотрудничали общественные организации, играющие на этом поле. Во-вторых, создавались объединения самих жителей.
Сейчас эта связка, недовольные жители плюс консультанты, несколько поредела. Некоторые из добровольных помощников просто перестали интересоваться происходящим. Так, например, «Гринпис» стал уделять вопросам застройки гораздо меньше внимания, не так сильно шумят представители НБП. Последние 6-7 месяцев ничего не слышно о действиях организации «ГРОЗА». Продолжают помогать гражданам лишь Комитет единых действий в защиту социально-трудовых прав и Движение гражданских инициатив. Да и эти организации объединились под эгидой комитета. Рынком борьбы против уплотнительной застройки перестали интересоваться и консультанты, которые рассчитывали поработать на нем в интересах строителей.

Снижение активности
Главная причина снижения активности борьбы – элементарное уменьшение количества выделяемых участков, вокруг которых могут вестись споры. По подсчетам Владимира Соловейчика, члена координационного совета Движения гражданских инициатив, сегодня споры ведутся примерно по 10 адресам. Среди них проект «Корпорации С» по строительству элитного жилого дома в Михайловском саду. Этот спор переместился в суд. Один из граждан в начале августа подал иск в суд, где будет оспаривать законность проведения общественных слушаний. Дата рассмотрения дела пока не назначена.
Уличные протесты идут вокруг строящегося дома по улице Шостаковича, 5. Этот конфликт было успокоился после того, как жителям показали бумагу от вице-губернатора Александра Вахмистрова, в которой он обещал, что работы не начнутся, пока не закончится судебное дело. Однако дело еще не завершено, а работы потихоньку идут.
Оспариваются два адреса в Пушкине, один в Сестрорецке – по улице Дегтярева, 14. Идут споры по двум пятнам в Калининском районе, на проспекте Мечникова, по двум в Красногвардейском районе: на Гранитной улице и на Заневском проспекте, по двум адресам на Васильевском острове: на намывных территориях и по набережной Лейтенанта Шмидта, 21-23.
По оценкам Владимира Соловейчика, большая часть споров идет по тем пятнам, которые выделялись в то время, когда губернатором Петербурга был Владимир Яковлев. Есть участки, распределенные при и.о. губернатора Александре Беглове и в первые месяцы правления Валентины Матвиенко. После ликвидации ИТК количество выделяемых участков резко снизилось. Одновременно со снижением количества конфликтов повысилось умение людей использовать права, предоставленные городским законом «Об информировании населения…». Отработана практика признания несостоявшимися общественных слушаний. Например, это всегда можно сделать, если к моменту их проведения застройщик не располагал всеми необходимыми документами. В этом случае суд признает, что компания не обеспечила надлежащего информирования. Основанием для отмены слушаний могут служить и изъяны в опубликованном информационном сообщении об их проведении.

Положительные изменениЯ
В то же время, как говорит Владимир Соловейчик, практика поведения большинства строителей не изменилась. Те, кто нанимал кавказцев для запугивания жителей, так их и нанимают; те, кто в крайне неприличной форме игнорировал вопросы жителей, так же не слишком изменили свои манеры. Среди положительных изменений – новый подход к работе с жителями ряда строительных компаний, которые заинтересованы в выходе на московский и западный рынки. Эти фирмы не заинтересованы в скандалах и предпочитают решать все споры полюбовно.
Как и прежде, чиновники продолжают бояться уличных выступлений, даже если основания для них весьма сомнительны. Например, так и заморожен проект компании «47 Трест», которая планировала строительство в квартале 1 Ульянки, корпус 60А. Фирма получила все согласования и даже начала работы. Однако жители добились приостановки строительства, не приведя никаких внятных аргументов в доказательство своей правоты. Граждане заявляли, что опасаются падения строящегося дома на их квартиры. Строители провели расчеты, которые показали, что даже если полностью построенный дом упадет, он даже не зацепит квартир протестующих. Застройщику не помогла даже организация движения жителей квартала, поддержавших строительство. Подписи тех, кто «против», оказались весомее мнений «за». Даже с учетом того, что жители домов, соседствующих со стройплощадкой, подписывались «за», «против» голосовали владельцы отдаленных квартир или те, кто вовсе не имел отношения к кварталу. Михаил Зарубин, генеральный директор ЗАО «47 Трест», утверждает, что подобные прецеденты случаются, когда строителям противостоят организованные группы молодых людей, не проживающие в квартале. А вот с пожилыми людьми, действительно рассчитывающими на улучшение своего района, вполне можно договориться. Похожего мнения придерживаются и другие застройщики.

Фото: Здесь, восточнее дома 8, литера А, по улице Лени Голикова, ЗАО «47 Трест» планировало возвести дом и даже начало
его строительство. Однако недовольные граждане настояли на замораживании объекта. Фирма долго добивалась отмены запрета, но теперь готова забыть о проекте

Так, Вячеслав Аверкиев, исполнительный директор компании «Корпорация С», утверждает, что жители могут протестовать против уплотнительной застройки по трем причинам: защищая свои, понятные, интересы, отстаивая коммерческие нужды конкурентов либо выполняя политический заказ. Проще всего с ними договориться, когда граждане отстаивают свои права. Сложнее всего в том случае, если их используют для нечистоплотной борьбы с коллегами.
Александр Красников, президент ОАО «Петербургстройреконструкция», уверен, что тяжелее всего договариваться с теми, кто в принципе не хочет понимать, что строители работают на будущее города. Такие жильцы не хотят признавать, что возведение в квартале нового здания приводит к повышению стоимости всех окрестных квартир, благоустройству территории, обновлению инженерных сетей, ремонту конструкций соседних домов, улучшению микроклимата территории.
А вот Борис Роговой, генеральный директор холдинга «ИВИ-93», говорит, что непонимание с жителями чаще всего возникает на первом этапе работ – когда фирме уже пора начинать стройку, а времени на подтверждение реальности своих обещаний нет. Например, случаются конфликты, если стройка начинается в отопительный период. Ведь в это время невозможно подтвердить делами обязательства по восстановлению сетей.

Григорий Песков