Вечный вопрос

Вечный вопрос

Область ищет пути решения жилищной проблемы Проблема улучшения своих жилищных условий актуальна не только для жителей Петербурга.

Область ищет пути решения жилищной проблемы

Проблема улучшения своих жилищных условий актуальна не только для жителей Петербурга. Не менее остро она стоит и в Ленинградской области. Это прежде всего связано с наличием здесь большого количества ветхого и аварийного жилья. И хотя областные чиновники недавно рапортовали об успехах, достигнутых в рамках программ по содействию улучшению жилищных условий жителей области, общая ситуация остается нерешенной. Судите сами. С начала этого года в Ленобласти свои жилищные условия смогли улучшить 264 человека (100 семей). В то же время, по последним данным, в областном ветхом и аварийном фонде сегодня проживает 11 тыс. семей.

Основные жилищные программы, реализуемые сегодня в Ленинградской области, – это «Жилье для молодежи» и «Социальное развитие села». Рассчитаны они до 2011 и 2010 года соответственно. Улучшение жилищных условий молодежи и сельских жителей не следует рассматривать как чисто благотворительный жест областных властей. В основе этих программ лежат вполне прагматические цели. Они должны привязать к земле как молодых специалистов, так и жителей поселков, работающих на местных предприятиях. Таким образом отчасти решится проблема кадрового дефицита. Вдобавок уходящие на пенсию работники будут заменяться молодыми сменщиками. На реализацию этих программ в этом году уже выделено 34 млн рублей. Еще 37 млн будет выделено под программы развития системы ипотечного кредитования, а также расселения ветхого и аварийного фонда.
Характерной особенностью приобретения жилья по этим программам является то, что жилье приобретается на вторичном рынке. «Первичку» гражданам, стремящимся улучшить свои жилищные условия, даже с учетом бюджетных субсидий просто не потянуть.
Впрочем, спрос на приобретение квартир в новых домах весьма высок. Так что в областном стройкомитете уверены в необходимости дальнейшего увеличения темпов строительства. Так, если в этом году запланировано сдать в эксплуатацию порядка 650 тыс. кв. метров жилья, то в 2007 году предполагается перешагнуть миллионный рубеж.
Реализуется и ряд особых экспериментальных жилищных проектов. Так, в поселке Войсковицы планируется построить комплекс так называемого доступного жилья по особой схеме, включающей средства инвестора, субсидии федерального бюджета, долевое участие будущих собственников, а также ипотечное кредитование. А в Гатчинском районе стартовал проект строительства квартала, в котором разместятся переселенцы из ветхого и аварийного жилого фонда. В настоящий момент здесь уже заложено два дома. Областные власти уже обратились к руководителям МО с предложением передать все недостроенные объекты и неиспользуемые территории сельхозобъединений застройщикам под строительство нового жилья.
Что касается ипотеки, то соответствующая программа до сих пор не получила одобрения Законодательного собрания Ленобласти. Сама же программа предусматривает весьма активное участие областного бюджета в компенсации затрат граждан на погашение ипотечного кредита, с тем чтобы процентная ставка по нему не превышала 5-7 процентов.
Так что разнообразных схем, направленных на решение жилищных проблем, у областного правительства целая обойма. Одним из новых интересных направлений здесь может стать и программа строительства так называемых социальных коттеджей.
Домик в деревне
Председатель Комитета по строительству Ленобласти Олег Алимпиев в последнее время неоднократно заявлял о необходимости перехода от строительства на селе малоэтажных панельных зданий к частным коттеджам. Причина – более низкая себестоимость такого строительства и, соответственно, его небольшая продажная цена. С ним полностью согласен и вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. Он считает, что развитие деревянного домостроения позволит решить целый комплекс социальных проблем, прежде всего в части большей доступности такого жилья для тех граждан, которые нуждаются в улучшении своих жилищных условий. «Это стимулирует и расселение аварийного и ветхого фонда», – уверен Григорий Двас. Кроме того, параллельно будет решаться проблема инженерного освоения новых территорий. Вдобавок деревянное жилье более экологично. Предполагается, что областной бюджет возьмет на себя нагрузку по формированию инженерной инфраструктуры в местах массового строительства доступных коттеджей. Самим же строительством займутся частные застройщики. Предполагается, что конечная стоимость квадратного метра в таком доме будет на порядок ниже, чем в многоквартирном панельном или кирпичном доме. Есть и альтернативные предложения. Так, ряд иностранных компаний предложили правительству Ленобласти развернуть производство быстровозводимых частных каркасных домов. Предполагается, что в итоге на территории области можно будет строить до 1600 таких домов в год.
Несмотря на внешнюю привлекательность идеи строительства социальных коттеджей, пока неясно, как власти конкретно намерены реализовать эту программу. Ряд специалистов считают, что здесь могут возникнуть весьма серьезные трудности. Так, начальник отдела разграничения, формирования и учета земельных ресурсов Леноблкомимущества Галина Давыдова считает, что проблемы могут возникнуть уже на стадии оформления в собственность земельного участка. «Льготы на бесплатное предоставление земельного участка, существовавшие для ряда категорий граждан, отменены с 1 января этого года», – говорит она. По ее словам, из-за этого возникли и проблемы с приватизацией ранее предоставленных участков. Так что пока не ясно, каким образом областные чиновники смогут решить эту проблему.
Масла в огонь добавляет и реформа местного самоуправления. Ведь все вопросы с выделением земельных участков под строительство тех же социальных коттеджей должны будут решать власти МО, которым после Нового года будет явно не до этого. Так что рассчитывать на скорый (а тем более – успешный) старт «деревянной» программы областного правительства в обозримом будущем, очевидно, не следует.
Это, в свою очередь, может негативно сказаться на реализации той же программы расселения ветхого и аварийного фонда. Как уже было упомянуто выше, с начала этого года свои жилищные условия смогли улучшить 100 семей. По прогнозам областных чиновников, до конца года эта цифра возрастет до 180. А в ветхом и аварийном жилье проживает 11 тыс. семей. Не нужно быть гением математики, чтобы подсчитать, что при таких темпах аварийный фонд удастся полностью расселить где-то к 2065 году (без учета того, что за это время придет в ветхое состояние дополнительное количество квадратных метров). Впрочем, активность, проявляемая областным правительством в деле решения жилищной проблемы, может принести свои положительные плоды гораздо раньше. По сути, то, что мы наблюдаем здесь сегодня, является своего рода экспериментом. Реализация разнообразных жилищных программ должна позволить чиновникам нащупать то направление, которое будет наиболее оптимальным и позволит быстро закрыть жилищный вопрос. Так что подводить итоги деятельности областного правительства в сфере жилищной политики и давать долгосрочные прогнозы пока преждевременно. Все еще впереди.

Игорь Черевко