Поднебесная под всем небом

Поднебесная под всем небом

«Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью, а невмешательством завоевывают Поднебесную». Так сказано в древнем китайском трактате «Дао-дэ цзин».

«Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью, а невмешательством завоевывают Поднебесную». Так сказано в древнем китайском трактате «Дао-дэ цзин». Никто из китайцев и не думает усомниться в том, что это не так. Как и положено традиционному Китаю, этот принцип действует и поныне, при этом не только по отношению к собственному государству, но и – может быть, в большей степени - по отношению к государствам «снаружи».

Китай – это модно

То, что экономическая и политическая экспансия со стороны Китая уверенно продвигается по миру, - для всех уже непреложный факт. Энергия Дао и призрак Дракона сегодня пребывают практически в каждой точке Земного шара. Как будто «Срединное государство» своей верой и невмешательством решило доказать всему миру обоснованность своего самоназвания.

Китайская диаспора за рубежом – самая крупная в мире. По данным ООН, сегодня она насчитывает более 50 миллионов человек, проживающих в 164 странах. Большая часть из них приходится на долю России и государств СНГ. Зачастую выходцы из Китая контролируют финансовые и торговые притоки в странах своего проживания. Например, в Индонезии китайцев 3,5 процента, но они контролируют 73 процента листинговых компаний. Такая же ситуация складывается в Малайзии, Австралии, Бирме, США. Бурно развивается приграничная торговля. По статистическим данным, объем официальной российско-китайской приграничной торговли составляет более 10 миллиардов долларов в год. А по объему прямых иностранных инвестиций Китай вышел на первое место в мире: в 2002 году они составляли 52,7 миллиарда долларов, в 2003 году - 53, 5 миллиарда долларов.

Так называемая китайская культура стала привлекательной и востребованной жителями многих стран. Китайские кварталы – это неотделимая часть любого мегаполиса. Чайна-тауны стали возникать в Алма-Атинской и Восточно-Казахстанской областях, граничащих с Китаем. В России они стихийно распространяются по Сибири и Дальнему Востоку. И в Петербурге в скором времени тоже появится свой чайна-таун, уже получивший название «Балтийская жемчужина». Раскинувшись на берегу Финского залива, он будет представлять собой, как заявляют инвесторы из Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании, архитектурный шедевр. Договор уже подписан, заложен первый камень в основание будущего комплекса. Но жителей Петербурга до сих пор волнует вопрос: кто будет жить в этом районе, кто будет участвовать в строительстве и не придется ли потом сетовать на засилье китайцев? Вопрос вполне правомерный, особенно в свете последних «инвестиционных» событий. Но все же посмотрим на реалии китаизации мирового сообщества (и непосредственно России) с разных сторон.

Слово обвинителю

О методе китайских шпионов во время войны ходят слухи и легенды, которые поражают своими шокирующими фактами. У тех, кто со страхом воспринимает все новое, кто опасается засилья чужой культуры, при ощущении реальности подобной опасности сразу же в памяти всплывает китайская мудрость, которая в свое время передавалась чуть ли не из уст в уста в советском обществе. Она гласит: «Если враг повержен изнутри, захватывай его земли. Если враг повержен извне, завладей его народом. Если поражение внутри и снаружи, то забирай все государство». Так и действует эта «великая раса» еще с древних времен, а результаты этой стратегии сегодня ощущает на себе весь мир. Например, сами парижане с удивлением и неким раздражением говорят о том, что встретить француза в Париже - это удача. Помимо туристов, там встречаются арабы, афроамериканцы, вьетнамцы и, естественно, достаточно большой процент населения составляют китайцы. Про американские многочисленные «китайские кварталы» снято немало фильмов. Стереотипные киноленты с Джеки Чаном в главной роли, действие которых разворачивается на фоне нью-йоркских небоскребов, переполнены китайскими лицами и сценами китайского быта. Для кого же эти фильмы? Для самих китайцев или для жителей Австралии, Европы, Америки и России, которые потихоньку привыкают к атмосфере? Китайские компании, бизнес центры функционируют в больших городах различных государств.

В СМИ не раз освещалась сумасбродная идея покорения Сибири китайцами. А Дальний Восток, входящий в состав Российской Федерации, где во многих районах проживает больше китайцев, чем коренных жителей – это вообще парадоксальное явление. К этой аномалии добавляется достаточно известный факт: правительство Китая одно время настолько было увлечено этой идеей, что решило выплачивать субсидии жителям своей страны, которые добровольно переселятся на близлежащие территории. В Петербурге, как и во многих других городах, существует также несколько мест, где мы можем окунуться в атмосферу китайской экзотики. Это студенческие общежития, где европейские лица изредка мелькают в массе представителей китайской народности, и где в крошечных комнатках китайская молодежь устраивает «скромные» посиделки из несколько десятков человек. Это, конечно, и рынки. Громогласные низкорослые люди, шныряющие между рыночных лотков, предлагают нам товары народного потребления на языке, совсем не знакомом нашему народу. Объявления, типа «сниму квартиру» или «куплю ангар», украшенные загадочными иероглифами, наклеены как обои на стенах домов и ларьков. Сакральные письмена на одежде, на теле в качестве татуировок, на картинах, на вывесках, на этикетках... Если подарок - то чаще всего фигурка китайского божка или бамбуковый свиток с пожеланием счастья и благополучия. Если чай – то зеленый, китайский, а лучше всего - со всем церемониалом. «Чайные дома», рестораны, едальни, набившее оскомину «MADE IN CHINA» и различные побрякушки с иероглификой, значение и смысла которой фактически никто не знает - все это пестрит в городах, которые в принципе не имеют никакого отношения к Китаю.

Надо сказать, что большинство кафе и магазинов, где представлены изыски китайской культуры, - это неконтролируемые, фактически подпольные структуры. Как такое может быть? Этот вопрос в России сравним с вопросами «кто виноват?» и «что делать?» Поэтому на фоне происходящего нельзя не принять во внимание беспокойство жителей Петербурга, связанного со строительством очередного китайского маркера.

Если обратиться к истории, то мы выясним, что Китай всегда вел тактические войны. Благоразумно и размеренно продумывался план действий, соотносился с положение небесных светил и предзнаменованиями. Методом внедрения китайцы покоряли другие территории и народы. Китай захватывали, но сам он – никогда. При таких обстоятельствах, действительно, не успеем оглянуться, как будущее поколение будет иметь черты представителей желтой расы. Но теперь давайте взглянем на эту ситуацию с другой стороны.

Будьте позитивны – и к вам потянутся

Раз на весь мир оседает пыль древности китайской цивилизации, все это осознают и не все это приемлют, то зачем же открыто поворачиваться в сторону Китая? Конечно, экзотика всегда манит, но Китай стал менее сакральным для остальных народов, чем даже в прошлом веке. А плоды китайской культуры мы с благоговением принимаем и сегодня. Ведь нет ни одной жалобы на то, что элементы китайского субстрата легко вшиваются в лоскутное одеяло современной жизни. Наоборот, все сознательно пытаются приобщиться, изучить и впитать дух Великой империи. Китайские товары пользовались спросом всегда. В советские времена в каждом доме полки кладовок и холодильников были заполнены железными баночками с китайской тушенкой, махровые полотенца с символическими нарисованными пионами, дарились друг другу на праздники всех времен года. Все радовались китайским карандашам в красивых коробочках, ластикам причудливых цветов, китайским заколкам и игрушкам. Если причудливую вещицу, привлекшую внимание, было невозможно идентифицировать, чьего она производства, то можно было с уверенностью сказать, что она из Китая – 100 процентов не ошибешься!

Еще со времен появления Шелкового Пути в Европе был китайский бум (так называемое явление «шинуазри»). Теперь интерес к Китаю снова появился, но на новом витке. Люди, с одной стороны избалованные доступным привкусом чужих культур, а с другой стороны умеющие ценить, отбирать и осмысливать информацию, жадно поглощают книги по Фэн-Шуй, практические пособия по медитации, учебники по китайской философии и религии. Китай может принести много полезного и прекрасного. Разве не красивы китайские сады? Разве не интересно многообразие символики китайской поэзии? Разве не успокаивающе выглядят пейзажи китайских художников? Загадки природы и цивилизации, изобретения, которыми пользуются поныне, гармония души и тела, секрет долголетия и мистически наивное восприятие действительности – все это хранит в себе Поднебесная.

Почему китайский язык становится все более и более популярным для изучения? Помимо восточного факультета СПбГУ образуются кафедры изучения китайского языка, китайской культуры, экономики во многих институтах и университетах, как государственных, так и частных. Газеты и проспекты пестрят рекламой о курсах китайского языка. Чем вызвано такое обострение интереса к китайскому? Страхом перед неизведанным? Раз уж намечается поглощение, то необходимо выучить язык врага – есть шанс раскрыть заговор и предотвратить его. Или же это трепетание перед загадкой? Стремление обогатить духовный мир и расширить свои интеллектуальные возможности? Ведь известно, что человек, который знает несколько языков (тем более китайский, богатый фонетически и словарно), более целостно воспринимает окружающее его пространство, четко излагает свои мысли и умело пользуется своим воображением. Почему китайская культура настолько популярна у других народов? И как может повлиять чрезмерный интерес к этой стране на нашу самобытность? Эти вопросы «Фонтанка» решила задать доктору филологических наук, профессору кафедры философий культуры и религий Востока Санкт-Петербургского государственного университета Марине Кравцовой.

- Дело в том, что сначала надо разобраться, что понимается под китайской культурой. Во-первых, это уже не та культура, которая была изначально, в чистом виде. По мере времени она впитывала в себя привходящие признаки и элементы других культур. Сегодня это культура, которая эклектична и насыщена красками европейской цивилизации. Поэтому легко воспринимается другими народами. Во-вторых, китайская культура гетерогенна по своей природе. Она образовывалась на основе нескольких местных и, возможно, самостоятельных региональных культур под влиянием многих народов на соседних территориях. Кроме того, влияние оказывали и те, кто на протяжении веков нападали на Китай. Все это стало причиной адаптации и уживчивости китайской культуры. Китайцы сами достаточно легко адаптируются к условиям, привходящее извне быстро и безболезненно укореняется в их культуре (например, буддизм, который пришел из Индии, был моментально принят в Китае), также просто она приживается на иной почве. Те, кому она, грубо говоря, навязывалась, воспринимали ее как нечто близкое, свойственное им самим.

- Марина Евгеньевна, что вы думаете по поводу строительства «Балтийской жемчужины»? Станет ли это основой для китайской экпансии в Петербург?
- Хорошо, что этот проект был предложен и будет финансироваться именно со стороны Шанхая. Этот город достаточно европеизированный, что откладывает свой отпечаток на сознании людей, политике и экономике. Что касается экспансии, в официальном договоре сказано, что будут привлекаться рабочие с российской стороны, да и среди будущих жителей - в основном граждане Петербурга. Я считаю, что вся проблема и боязнь экспансии происходит от того, что в городе сейчас стало очень много незаконно проникших эмигрантов, которые создают кафе, рестораны, магазины - неофициально и бесконтрольно. Положение ухудшается фактом клановой экспансии, что является свойственным для китайцев. Ван тянет своего наместника, а тот тянет родственника, который привлекает всю орду своих близких, причем из деревни. Отсюда - семейный бизнес, высокая деторождаемость, преступность. Все это переносится на нашу почву. Но этого можно избежать, если заключать договоры на международном уровне и вести некий контроль со стороны нашего государства. В этом случае такой проект, как «Балтийская жемчужина» может принести лишь положительные результаты. Китайцы сами по себе неагрессивные, позитивно настроенные, спокойные. Они трудолюбивые и выдержанные. Может быть, и наших чему-то хорошему научат. Кроме того, в этом комплексе, вероятно, будут и магазины, книжные лавки, рестораны. Мы сможем получить много полезного: китайский шелк, продукты, сувениры, медикаменты. И не какой-то ширпотреб, который преобладает на наших рынках, а качественные товары. Только необходимы тот же государственный контроль, наличие квалифицированных консультантов и экспертов.

- Скажите, многих также волнует вопрос о религиозной экспансии со стороны Китая. Это возможно?
- Нет. Этого не будет, потому что религия в Китае - не моногамное явление. Основной религией является буддизм, но кроме него существует даосизм, который не менее популярен. Многие люди проповедуют ислам, индуизм, есть православные и католики. Представители различных конфессий легко уживаются (к вопросу об уживчивости), зачастую даже человек одновременно может быть буддистом и католиком. Поэтому религиозной экспансии не может быть. Скорее, это может произойти со стороны католической церкви, которая ортодоксальна и агрессивно настроена. Но привлечение буддизма сможет лишь помочь, например, справиться с неверной информацией и квазирелигиями. Лучше, если появятся буддистские центры, состоящие из китайцев, вместо агрессивно настроенных сект, которые называют себя буддистами, но которые оперируют псевдоинформацией.

Вот и все доводы обеих сторон. А нам уж самим выносить приговор и решать: то ли китайцы хитрые и стремятся на нашу территорию, то ли мы стремимся зачем-то к Китаю и вообще ведем неправильную политику. Главное – все взвесить, понять, сделать правильные выводы. Ведь дружба – дело хорошее, но когда в ней нет места корысти.

Александра Серова,
Фонтанка.ру