Как вы яхту назовете, так она и поплывет

Как вы яхту назовете, так она и поплывет

Заметки с IX Санкт-Петербургской парусной недели. …Полдень в день старта первой гонки Санкт-Петербургской парусной недели...

Заметки с IX Санкт-Петербургской парусной недели.
…Полдень в день старта первой гонки Санкт-Петербургской парусной недели (СППН). Судейская яхта «Вега» подходит к точке старта у северного берега Финского залива на траверзе радиомачты в Ольгино. Горизонта не видно – его заслоняют паруса 54-х крейсерских яхт представляющих Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород и Карелию. Это яхты, рассчитанные на дальние плавания и гонки в морях и океанах, их длина составляет от 6 до 15 метров, а площадь парусов превышает 50 м2. Численность экипажа такой яхты – 5-10 человек.
С подходом «Веги» всё в районе старта приходит в движение – ведь каждая яхта должна подойти к судейскому судну и тем самым подтвердить свое участие в гонке. Большие парусники проходят мимо борта «Веги», ловко маневрируя на узком пространстве и уклоняясь от встреч друг с другом.
Но вот три яхты первой группы, самые крупные и быстроходные, выстраиваются вдоль линии между вставшей на якорь «Вегой» и сигнальной вехой, опущенной в воду на расстоянии 100 метров. Поднят предупредительный флаг. Главный судья Олег Александров ведет предстартовый отсчет. «Чисто!» – время от времени отвечает ему судья Юрий Друян. Значит, никто не пересек линию старта раньше времени. Звучит сигнал – и парусники, поймав ветер, устремляются вперед. Сразу на старте выстраиваются яхты второй группы, и так всего 6 раз.
Трасса гонки представляет собой зигзаг – от старта на запад до буя №14 Северного кронштадтского фарватера, от него поворот на юго-юго-восток к банке Каменная, что напротив Петергофа, а от ее северной оконечности опять к Кронштадту. Финиш у восточной оконечности острова Котлин, так называемого Военного угла Военной гавани порта Кронштадт. Интересно, что судьи не следят за тем, правильно ли яхты огибают буи и не сокращает ли кто-нибудь дистанцию. Ведь парусный спорт – это спорт джентльменов. Но и взаимный контроль присутствует – согласно гоночной инструкции, каждый экипаж в судовом журнале фиксирует время своего прохода поворотного знака, а также две-три яхты, прошедшие буй до и после них…
Так что, пока яхты отмеряют зигзаг длиной 15,4 морских мили, «Вега», подняв якорь и подобрав контрольную веху, спешит напрямую к Кронштадту. И вовремя – едва только судьи успевают разметить финиш, как к нему спешат яхты из первой зачетной группы. Несмотря на почти 30-километровую дистанцию, парусники разделяют считанные метры. Идущий третьим парусник «Акела», пытаясь совершить финишный рывок, поднимает дополнительный парус-спинакер. И – «промахивается». Вместо того чтобы надуться парашютом впереди мачты, спинакер перекручивается, образуя две «чашечки». «Вместо спинакера подняли бюстгальтер», – едко комментируют на судейском судне. Естественно, такой «бюстгальтер» ничем «Акеле» помочь не может, и парусник остается третьим. А первое место сохраняет яхта с говорящим именем «Фортуна-2». Вот уж действительно – как вы яхту назовете, так она и поплывет…
А вот капитан Вадим Манухин, свою яхту, выступающую в третьей зачетной группе, назвал правильно,– в честь древнегреческой богини победы. «Ника» выигрывала две предыдущих СППН, причем обе победы приносили ей также титул чемпиона России в своем классе. Это яхты единственного отечественного класса, участвующие в гонке – строившиеся в советские времена в Ленинграде деревянные крейсерские яхты «Л6». С 1963 по 1978 годы их было построено свыше ста. По инициативе Манухина эти яхты, которых сохранилось не так уж и мало – только в Санкт-Петербурге свыше сорока, в 2001 году объединились в ассоциацию, президентом которой стал ее отец-основатель. Причем яхтсменов подвигла на это не только ностальгия по «добрым старым» советским временам, но прежде всего желание сохранить как прекрасный национальный класс крейсерских яхт, так и славные традиции российского парусного спорта.
С этой целью с 1991 года «шестерки» в СППН выступают отдельным классом, а с 2003 года в рамках СППН в классе яхт «Л6» проводится чемпионат России. Ассоциацией также возобновлена в 2001 году 100-мильная парусная гонка от Кронштадта до острова Нерва, что недалеко от Приморска, и обратно. Первая такая гонка была проведена еще в 1851 году. Кстати, два последних года в ней побеждает также «Ника». В нынешней СППН Манухин рассчитывает снова, третий раз подряд, завоевать чемпионский титул. Хотя признает, что сделать это с каждым годом труднее. Растет мастерство соперников, совершенствуются и их яхты. Так, «Онега» пошила новые паруса из современных ламинатных материалов, с рассчитанной на компьютере трехмерной кривизной. На «Нике» же старые, дакроновые, которым уже четвертый год. Действительно, в первой гонке «Ника» финиширует второй в своем классе, вслед за «Онегой». Но ведь еще вся регата впереди!
Постепенно финишируют все. Однако результаты пока только предварительные. Далее происходит пересчет для каждой яхты согласно индивидуальным коэффициентам с учетом фактического времени и длины дистанции. Рассчитать этот гандикап предварительно невозможно, надо просто стремиться пройти как можно быстрее.
Поэтому между яхтами одного класса идет отчаянная борьба. Например, в пятом, самом многочисленном (17 участников) классе, «Северное сияние» опережает «Святую Варвару» всего на полкорпуса и финиширует третьей, а побеждает здесь «Фиджи», словно поймавшая в паруса тихоокеанские ветра. Во втором классе лучше подчиняет себе стихию яхта с демоническим именем «Асмодей», в четвертом быстрее всех летит по ветру и волнам, словно невесомый, «Эльф», преследуемый, однако, «Ветром» и «Ракетой». Вот что значит правильный выбор имени!
Однако и отчаянная борьба на финише помогает не всегда. В шестом классе яхта «Акварель», которая совершила на финише умопомрачительный вираж, из-за чего едва не перевернулась и даже протаранила борт судейского судна, хотя и финишировала первой, однако после пересчета уступила шедшей за ней «Алевтине». Лишь только в третьей группе, где «гоняются» яхты класса «Л6» – гандикап отсутствует, поэтому судьи сразу фиксируют победу «Онеги».
Гонка до Кронштадта стала легкой разминкой. Оставшиеся четыре представляют куда более тяжелое испытание. Это 72-мильная гонка по заливу со стартом-финишем в Кронштадте, гонки из Кронштадта в Приморск, из Приморска до Транзундского рейда под Выборгом, и с Транзундского рейда в Кронштадт. В последних трех гонках дистанции разные в зависимости от классов яхт, чтобы все финишировали приблизительно одновременно. Например, в третьей гонке из Кронштадта в Приморск яхты первых трех групп дойдут до острова Гогланд, проделав почти 160 миль, в то время как у яхт 6-й группы дистанция вдвое короче. В прошлые годы в Финском заливе во время СППН нередки были штормы и даже смерчи, не все яхты доходили до финиша.
На нынешний момент завершились еще две гонки. И вновь отличились яхты с «говорящими» именами. Во второй гонке, из Кронштадта в Кронштадт, в первой группе не промахнулся «Акела», зато фортуна, «переменчивая словно луна» отвратила свой лик от «Фортуны», которая стала только третьей. Ситуация в группе не изменилась и после третьей гонки. Во второй группе продолжает побеждать «Асмодей». У «шестерок» «Онега» выиграла и вторую гонку, однако «Ника» снова вторая и не отстает от лидера в общем зачете. В четвертой группе, где, кстати, СППН является этапом Кубка России в классе “Open-800”, продолжает нестись к победе «Эльф», за ним «Ракета», «Ветер» же слегка отодвинут «Небесной мухой», то бишь яхтой “Sky Fly”. А в пятой группе во второй гонке снова победила «Фиджи». На второе место вышел «Фарт», к лидерам подтянулись «быстроногие» «Гепард» и «Багира», занявшие два последующих места. Но…
Во время третьей гонки Балтика, наконец, показала, свое лицо. И хотя до настоящего шторма дело не дошло, однако 11 яхт вынуждено было сойти с дистанции. В том числе и «Фиджи» в пятой группе. Здесь первыми финишировали «Гепард», «Багира» и «Фарт», в такой последовательности они и расположились в общем зачете.
Наибольший же урон стихия нанесла второй группе, где из шести участников сумела добраться до Приморска лишь одна(!) яхта. Нечего и говорить, что над стихией возобладал лишь «Асмодей», считающийся демоном ненависти и разрушения. Неудивительно, что быстрее всех, на крыльях победы, принеслась к финишу «Ника», тем самым подтвердив свои победные амбиции и вплотную приблизившись к лидеру в общем зачете «Онеге», которая пришла в Приморск только третьей среди «шестерок», пропустив «прирулившую» к финишу второй «Велу». В четвертой группе и стихия «Эльфу» нипочем, вслед за ним все так же «Ветер» и «Ракета». А «Небесной мухе» ветер крылышки поотрывал, до финиша она не дошла. Четвертой здесь «Африка», хотя до лидеров ей – как до Африки…
А шестая, самая «легковесная» группа просто перестала существовать. Над «Алевтиной» стихия надругалась, и та отправилась зализывать раны, а «Акварели» в одиночку таранить судейское судно, похоже, стало неинтересно.
Последние сведения, донесшиеся с дистанции Санкт-Петербургской парусной недели (из-за того, что в этом году судейским судном вместо вместительной парусно-моторной шхуны «Надежда», к сожалению, потребовавшей ремонта, является куда менее вместительная круизная яхта «Вега», поэтому представителям прессы там места не нашлось). После финиша третьей гонки разбушевался настоящий шторм, яхты вынуждены на сутки задержаться в Приморске. Старт четвертой гонки состоялся только сегодня, в четверг 18 августа, в 9:00. О времени финиша всей СППН в Кронштадте, который первоначально предполагался в течение дня 20 августа, будет сообщено дополнительно.

Борис ОСЬКИН
Фото Юрия ДРУЯНА