Время думать о тепле

Время думать о тепле

Вот мы, наконец, и дождались – заканчивается наше недолгое лето. А что это значит?.. Значит это, что снова наступает время задуматься о тепле.

Вот мы, наконец, и дождались – заканчивается наше недолгое лето. А что это значит?.. Значит это,
что снова наступает время задуматься
о тепле. Если конкретнее –
о теплоизоляции.

Мировой рынок теплоизоляционных материалов в настоящее время очень разнообразен. Это огромная индустрия, оцениваемая в десятки миллиардов долларов, в которой заняты миллионы людей. К выбранной категории материалов относятся вспененный синтетический каучук, вспененный полиэтилен, частично материалы на основе минеральных волокон (минеральные ваты), пенополистирол, пенополиуретан и т.д. и т.п.

О вате стеклЯнной замолвим мы слово…
Минеральные ваты хорошо известны и очень широко применяются в технике, на производстве, в строительстве. Верхний предел рабочих температур у них составляет 650 градусов Цельсия для стекловаты и 950 для минваты на основе базальта. Минеральные ваты не горят, а в сочетании с асбестовым покрытием способны противостоять открытому пламени с температурой до 1700-1800 градусов Цельсия. Это обстоятельство наряду с низкой ценой (в 2-2,5 раза дешевле, чем каучук или полиэтилен), экологической чистотой и хорошими теплоизоляционными свойствами делает минеральные ваты на сегодняшний день основным материалом для теплоизоляции стен зданий различного назначения, сайдинга, высокотемпературных теплотрасс и пр.
Экологическая чистота и вредность, правда, понятия не всегда совпадающие. Тот, кто хоть однажды имел дело со стекловатой, знает это не понаслышке. К основному же недостатку можно отнести способность впитывать влагу (вата она и есть вата). В последнее время во избежание этого применяются специальные водоотталкивающие пропитки, покрытия из металлической фольги или синтетических пленок. Кроме того, следует упомянуть высокую стоимость монтажа (на 40-50 процентов больше, чем для вспененного полиэтилена и каучука).
Материалы на основе минеральных волокон, как правило, изготавливаются в виде рулонов толщиной 20-100 мм и в виде «скорлуп-цилиндров» для монтажа на трубы диаметром от 15 до 320 мм. Очень хорошо известны и прекрасно зарекомендовали себя в течение многих лет эксплуатации минеральные теплоизоляционные материалы таких марок, как Isover, Rockwool, Paroc и др. Международные концерны, обладатели этих торговых марок, в настоящее время имеют производственные площадки на территории России, на которых налажен выпуск высококачественных теплоизоляционных материалов на основе минеральных волокон. По различным оценкам, на минеральные термоизоляционные материалы приходится в силу различных причин (сравнительно низкая цена, сложившиеся стереотипы «термоизоляция-стекломат», широкая дилерская сеть распространения этих материалов и пр.) 60-65 процентов всех материалов российского рынка термоизоляции. Доля эта постоянно снижается, особенно в последнее десятилетие, по причине распространения вспененных экструдированных синтетических материалов, появления задач, для решения которых минеральные ваты не подходят.

Иногда и пена согревает
Термоизоляционные материалы на основе вспененных синтетических материалов появились в России 10-12 лет назад. С тех пор сменилось по крайней мере три поколения синтетических вспененных термоизоляционных материалов: от первых образцов вспененного синтетического каучука марки Armaflex в далеком 1992 году (американский концерн Armstrong World Industries – впоследствии германский Armacell; Мюнстер) и вспененного полиэтилена Thermaflex FRZ в 1995 году (международный концерн Thermaflex; Нидерланды) до современных термоизоляционных материалов данных производителей и присоединившихся к ним позже (об этих фирмах будет рассказано ниже). В течение последнего года на российском рынке синтетической термоизоляции наблюдается настоящая экспансия – до десятка ведущих мировых производителей этой продукции пытаются проникнуть как в центральную, так и в региональную его сферы.
К несомненным достоинствам термоизоляции из вспененного полиэтилена относятся высокая износостойкость; способность противостоять механическим нагрузкам, воздействию кислот, щелочей и солей металлов; почти полная химическая инертность. Все это однозначно говорит в пользу вспененного полиэтилена. Полиэтилен обладает высокой озоностойкостью, стойкостью к плесени и микроорганизмам; он нетоксичен, способен к рециклингу. Диапазон рабочих температур термоизоляции из вспененного полиэтилена составляет от минус 80 до плюс 105 градусов Цельсия, коэффициент теплопроводности – 0,034 Вт/м при нуле градусов Цельсия; плотность – 27-42 кг/м3. При этом данный материал имеет меньшую себестоимость по сравнению с каучуком.
Основным недостатком вспененного полиэтилена является низкое сопротивление проникновению влаги. Например, наиболее распространенная полиэтиленовая термоизоляция марки Thermaflex FRZ имеет коэффициент паропроницаемости на уровне 2500-3000. А этого недостаточно для длительной эксплуатации термоизоляции из-за увеличения ее теплопроводности (до 2-2,5 процента в год) за счет поглощения влаги. Другой недостаток полиэтиленовой термоизоляции – небольшое линейное расширение полиэтилена (не более 3 процентов во всем диапазоне рабочих температур).
Рынок полиэтиленовой термоизоляции в настоящее время выглядит примерно так. До недавнего времени монополистом на нем являлся концерн Thermaflex. Однако в последние год-полтора достойную конкуренцию ему составляют вспененный полиэтилен российского производства (марки «Энергофлекс», «Пенофол») и белорусский «Стейнофол». Причем российскими и белорусскими производителями рынок завоевывается путем понижения цен. Наладить выпуск качественного вспененного полиэтилена пытались почти все ведущие мировые производители каучуковой изоляции. Но к чести концерна Thermaflex надо отметить, что сделать полиэтилен столь высокого качества оказалось очень непросто.
Для наиболее распространенных марок вспененного синтетического каучука, таких как K-flex ST (Италия), Kaiflex ST (Германия), AF/Armaflex (Германия), диапазон рабочих температур составляет от минус 40 до плюс 105 градусов Цельсия; плотность – 65-85 кг/м3; коэффициент паропроницаемости – 7000 и выше. Большинство компаний-производителей, используя специфические свойства каучука, сегодня начали выпуск высокотемпературного вспененного каучука с верхней рабочей температурой 150–175 градусов Цельсия. А применение специальных покрытий позволяет поднять рабочую температуру на поверхности до 500 градусов Цельсия. Себестоимость, а следовательно, и цена термоизоляции из каучука выше, чем аналогичный показатель у полиэтилена.
Высокая эластичность – вот преимущество термоизоляции из синтетического каучука. То, что относительное линейное термическое расширение каучука составляет не менее 12-15 процентов во всем диапазоне рабочих температур, делает его наиболее предпочтительным для систем кондиционирования и вентиляции. Кроме того, монтаж каучука ненамного, но все-таки дешевле монтажа полиэтилена – за счет большей гибкости; он хорошо склеивается (холодная сварка), чего нельзя сказать о полиэтилене (что бы ни заявляли производители и продавцы полиэтиленовой термоизоляции, клеевые соединения и особенно их поведение во время эксплуатации – проблемное место).
Термическая стойкость – еще один параметр, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать при выборе того или иного типа термоизоляции. Так, каучук сохраняет свою геометрию даже при значительном превышении верхнего предела рабочих температур (практически открытое пламя в течение нескольких секунд). Полиэтилен же при небольшом и кратковременном превышении верхнего предела рабочих температур в 110 градусов Цельсия почти наверняка изменит свою геометрию, а при значительном превышении, скорее всего, спечется с образованием корки, потеряв при этом пористую структуру, а значит, и все свои термоизоляционные свойства.

Как дела на кауЧуковом рынке?..
Сегодня расстановка сил на российском рынке вспененного каучука такова. 60–65 процентов продаж приходится на хорошо зарекомендовавший себя каучук K-flex итальянского производства. Постоянно обновляемый ассортимент, продуманная политика цен и продаж позволят ему и впредь сохранять позиции в этом секторе рынка. Немецкий каучук Kaiflex производства компании Wilhelm Kaimann GmbH & Co, несмотря на то что смог серьезно заявить о себе только 2 года назад, уже завоевал до 25 процентов рынка. В пользу каучука германского производства прежде всего говорит всем известное немецкое качество со строжайшим технологическим контролем, обязательность поставок, до мелочей продуманная логистика. Что касается остальных производителей термоизоляции из вспененного синтетического каучука, то на их долю приходится не более 15-20 процентов. Соотношение сил, правда, постоянно меняется. Поэтому почти не приходится сомневаться, что такие компании, как Armasell (Германия), Ysolis (Франция, материал Rubaflex), Aeroflex (Швейцария) или израильский Vidoflex, также найдут своего потребителя в России.

НОВОСТИ

Петербургская компания «ПЕНОПЛЭКС Холдинг» – российский производитель экструзионного пенополистирола под торговой маркой ПЕНОПЛЭКС – запустила второй завод. Завод находится в Перми. На заводе установлена и запущена современная линия немецкой компании Berstorff. Планируется, что вторая линия начнет работать в конце 2005 года.
Таким образом, к 2006 году общие мощности «ПЕНОПЛЭКС Холдинг» по производству плит XPS превысят 800 тыс. куб. метров в год.
В 2006 и 2007 годах планируется построить еще два предприятия мощностью по 380-500 тыс. куб. метров каждое. Точные места строительства пока не определены. После запуска третьего и четвертого предприятий общая мощность линий «ПЕНОПЛЭКС Холдинг» по производству плит XPS составит около 1,5 млн куб. метров теплоизоляционных плит в год.
С введением в строй региональных предприятий и развитием новых производственных направлений петербургская компания «ПЕНОПЛЭКС Холдинг» выходит на федеральный уровень. Реализация агрессивных планов развития позволит упрочить лидирующие позиции компании на рынке материалов из пенополистирола.
Подтверждением лидерских амбиций являются инвестиционные планы компании – в течение ближайших 3 лет планируется инвестировать в увеличение производственных мощностей более млн. На это будут направлены как собственные средства «ПЕНОПЛЭКС Холдинг», так и кредиты.
В России «ПЕНОПЛЭКС Холдинг» занимает около 60 процентов рынка плит из экструзионного вспененного полистирола. Остальные 40 процентов делят крупные иностранные компании – «ДАУ Кемикал», BASF, «УРАЛИТА» (УРСА) и др.

Компания Saint-Gobain Isover OY начала выпуск мягких теплоизоляционных материалов с использованием самой современной технологии волокнообразования Arlanda Plus. Запуск новой технологии совпал с завершением работ по приведению предприятий компании к новым европейским стандартам СЕ, принятых в странах Европейского союза. Новые стандарты предусматривают более жесткие требования к потребительским качествам продукта.
Наиболее важным качеством теплоизоляционных материалов является показатель теплопроводности. В отличие от прежних требований, когда потребителю объявлялся средний показатель теплопроводности, теперь компания Saint-Gobain Isover OY гарантирует коэффициент теплопроводности на 90 процентов для 90 из каждых 100 выпущенных пакетов.
Вместе с новым качеством изменилась и маркировка продукта. Теперь показатель теплопроводности можно увидеть в названии популярных мягких теплоизоляционных материалов. Это значительно упростит задачу при выборе утеплителя с необходимыми характеристиками. На смену КТ-11-TWIN и КТ пришли КТ 40-TWIN и КТ 37, а вместо KL-E и KL можно использовать KL 37 и KL 35.

Германская компания BASF провела специальные исследования структуры и экологических последствий потребления различных теплоизоляционных материалов с целью выявления перспектив развития производства пенополистирольной теплоизоляции. Оказалось, что наиболее очевидными здесь оказались две тенденции.
Первая – это рост потребления экструдированного пенополистирола в автодорожном и железнодорожном строительстве. Вторая – это стремительно растущее применение пенополистирола в качестве теплоизоляционного слоя для утепления зданий. Отмечен также рост применения этого материала при устройстве фундаментов мелкого заложения. Например, в Германии потребление пенополистирола, в том числе стиропора, составляет 32 процента от общего потребления теплоизоляционных материалов, а в Западной Европе – более 30 млн куб. метров в год.
К сожалению, оказалось, что использование фреоносодержащих веществ в этом сегменте промышленности стройматериалов по-прежнему достигает весьма высокого уровня – в целях экономии многие компании не идут по пути применения новых материалов и технологий. Поэтому после проведения этих исследований руководство BASF приняло решение перейти на производство экструдированного пенополистирола StyrodurC без применения фреонов в качестве порообразующего агента. Что же будет использоваться в качестве порообразователя, специалисты компании пока хранят в секрете…

А у них за океаном…
Как отопление, так и охлаждение жилищ представляет собой наиболее дорогую коммунальную услугу. На это идет примерно половина денег, ежемесячно уплачиваемых жильцами. По крайней мере, так обстоят дела в США…
Всем известно, что тепло всегда уходит туда, где его не хватает. Через всевозможные щели зимой теплый воздух покидает наши жилища, а летом поступает в них. При этом соответствующие нагрузки ложатся на системы отопления и охлаждения.
Откликнувшись на данную проблему, американская компания Alcoa Home Exteriors предложила строителям новый вид теплоизолирующего ограждающего материала под названием Structure.
Ряд путей, которыми могут следовать домовладельцы, стремясь снизить стоимость эксплуатации своих владений и создать действительно энергоэффективное жилище, кроме всего прочего включает в себя также и использование грамотной теплоизоляции. Именно организация своего рода заграждения на пути воздухообмена между интерьером и экстерьером и создает фильтр, помогающий эффективно экономить.
Будучи грамотно смонтированной, система Structure может существенно уменьшить степень утечки тепла через различного рода неплотности стыков и прочие малые отверстия наружных ограждений. Данный параметр может достигнуть 35 процентов.
Результат – не только ощутимое уменьшение энерготарифа, но и более совершенный подход к контролю интерьерного климата. Ведь работа как системы отопления жилища в холодное время года, так и системы его охлаждения в жаркий период может быть отрегулирована таким образом, что будут решаться обе немаловажные задачи. Даже тогда, когда конструктивная основа дома представляет собой деревянную пространственную раму (и теплопотери через наружные ограждения могут быть значительными), грамотная теплоизоляция помогает преодолевать подобные трудности.
Еще одно качество предлагаемого сайдинга, которое очень трудно переоценить, состоит в том, что данная конструкция наружного ограждения представляет собой отличную звукоизоляцию. Уровень как высокочастотного шума, так и шума, рождающегося в результате воздействия ветровых нагрузок, может быть уменьшен вдвое.
Также немаловажное качество этого материала – то, что его при всем желании невозможно утопить в воде. Испытания, проведенные в последнее время, показали: водопоглощение этого материала в 42(!!!) раза меньше водопоглощения такого же аналога, как экструдированный пенополистирол (материал, широко используемый сегодня в теплоизоляционных ограждающих конструкциях). Вследствие как собственно увлажнения, так и замораживания-оттаивания теплоизоляция на основе Structure’s XPP способна сохранять 97 процентов своей термоизолирующей способности.
Данная система, делающая возможным уплотнение материала под давлением, заставляет панели намертво смыкаться одна с другой. Таким образом оказывается сопротивление ветру, дующему со скоростью 160 км/час.
Данная строительная конструкция поставляется как в традиционном шестидюймовом варианте (15 см), так и в виде более широких семидюймовых (17,7 см) пластин. Наружная отделка сайдинга предполагает традиционный рисунок (имитация древесных колец). Кроме того, изделия могут поставляться обширной гаммы цветов. В основе материала более темных – формула GELOY, смолы высокого качества от GE Plastics. Эта добавка обеспечивает более сильную сопротивляемость ультрафиолетовому воздействию, что также способствует снижению изнашиваемости покрытия.

ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Рядовому потребителю зачастую весьма сложно сориентироваться в обилии теплоизоляционных материалов и технологий их применения, представленном на рынке. Некоторые производители, наконец, начали осознавать, что информированный потребитель гораздо лучше понимает преимущества качественной изоляции и профессионального подхода к ее применению.
Весьма неплохо показала себя практика организации самыми продвинутыми компаниями горячей телефонной линии – специальной службы, где потребители могут получить бесплатные консультации по вопросам утепления.
Для примера предлагаем вам распечатку телефонных переговоров по горячей линии только одной из таких фирм.
– Зачем утеплять дом?
– Если говорить о загородном строительстве, то комплексное утепление дома позволяет: снизить затраты на отопление (уменьшить мощность котла и снизить эксплуатационные расходы); создать наиболее комфортный микроклимат в помещениях; значительно повысить срок службы несущих конструкций. В результате соблюдения современных строительных нормативов по уровню теплозащиты затраты на отопление дома можно сократить более чем в 2 раза.

– Как подобрать толщину теплоизоляции?
– Расчет толщины теплоизоляционного слоя в ограждающих конструкциях ведется в соответствии с учетом климатических условий конкретного региона. В принципе, этот параметр должен рассчитываться архитектором уже на этапе создания проекта дома. Например, в нашем регионе средняя толщина изоляции из каменной ваты для загородного дома равна: для стен – 120-150 мм, для кровель и мансард – 200 мм.

– Как и чем утеплить стены загородного дома?
– Как показывает практика, наиболее эффективным способом утепления внешних стен является использование многослойных фасадных систем. Исторически сложилось так, что в нашей стране более распространены штукатурные фасадные системы. При устройстве такой системы на несущую стену крепится теплоизоляционный материал, который покрывается армирующей сеткой, и далее наносятся базовый и декоративный слои штукатурки. Наилучшего результата можно добиться только в том случае, когда все компоненты штукатурной системы подобраны по взаимной совместимости. К тому же качество и долговечность фасадной системы очень сильно зависят от правильного монтажа. Поэтому рекомендуется применять лишь сертифицированные фасадные системы авторитетных производителей, которые будут монтироваться авторизованными подрядчиками.

Редакция благодарит пресс-службу компании
ROCKWOOL Russia за помощь в подготовке этого материала

Игорь Мокеров