Западу - заводы, себе - заводики

Западу - заводы, себе - заводики

В Петербурге ожидается бум инвестиций в строительство промышленных объектов. Начинаются работы по возведению заводов Toyota, Alcan, Bosch und Siemens. В том, кто преуспел и кто еще преуспеет в этом бизнесе, разбиралась корреспондент "ПП".

Динамика роста инвестиций в промышленное (включая и логистику) строительство Петербурга пока не так впечатляет, как бурные темпы развития рынка жилья, торговых и бизнес-центров. «Несмотря на крупные промышленные проекты, появившиеся в Петербурге, нельзя пока говорить о каком-либо заметном подъеме строительства в этом сегменте, – оценивают ситуацию в «Генподрядной компании СТЭП», специализирующейся на управлении строительными проектами. – Однако все ждут перемен, есть прогнозы, что оживление инвесторов начнется с осени и будущей весны».
Как правило, большинство компаний предпочитают диверсифицировать риски, участвуя в строительстве как промышленных, так и гражданских объектов. «В нашей практике, если смотреть на объемы строительства, два к одному – в пользу гражданского строительства, – говорит директор по производству ЗАО «Компакт» Александр Симкин. – С другой стороны, современные производства более компактны, чем масштабные торговые и складские комплексы. В последнее время очень много поступает заказов на стыке гражданско-промышленного строительства, например, появляются заказы автосалонов, где большая часть площадей отводится под мастерские».

Выигрывают продавцы зданий
Современное промышленное здание сделано на основе металлокаркаса и, как правило, с использованием сэндвич-панелей, технология производства которых появилась на петербургском рынке лет шесть назад. На рынке промышленного строительства большая часть компаний специализируется либо на генподрядных работах, либо на каком-то одном направлении производства – металлоконструкций или панелей. Только единицы готовы предоставить полный комплекс услуг – от разработки проекта будущего комплекса, производства конструкций до монтажа здания и генподрядных работ. Одной из таковых, к тому же наиболее динамично развивающихся в последние годы компаний считается промышленно-строительная корпорация «Пулково». Она была создана в прошлом году на базе двух других – «Аэропортстрой» и «Петропанель».
Как говорят в ПСК «Пулково», «наш бизнес – это продажа зданий, а не отдельных видов работ». Компания была одним из первых игроков на рынке панельных конструкций. Сейчас выпускает около 600 тонн металлоконструкций в месяц и за год планирует вдвое увеличить их производство.
Из жилого приходят единицы
По словам Жанны Швыдкой, директора по региональному развитию «Генподрядной компании СТЭП», рынок генподрядных услуг по составу основных конкурентов сформирован. «Мы постоянно сталкиваемся на генподрядных тендерах, – добавляет она, – с такими сильными игроками, как финские концерны «YIT Лентек» и Lemminkainen («Лемкон»), турецкая «Ренейсанс-констракшн», петербургские «Компакт», ПСК «Пулково» и несколько других компаний. «СТЭП» в равных объемах сейчас управляет строительством коммерческих и промышленных объектов, но последние в основном находятся за пределами Петербурга и Ленобласти. Конкуренцию можно составить за счет предоставления проектных услуг. Этот рынок, в отличие от рынка субподрядчиков, в Петербурге еще слабо развит, и наличие серьезного проектного бюро дает преимущества при получении заказов. Были опасения, что в связи со стагнацией рынка жилья оттуда хлынет поток строительных компаний, но пока этого не произошло. Появились лишь единицы».
Как раз одним из таких новых игроков и стала компания «ИТС», созданная в прошлом году холдингом «М-Индустрия», занимавшимся прежде в основном строительством жилья. «Безусловно, первые два года для новых игроков – это этап вхождения на рынок, когда надо завоевывать себе историю, – отмечает Дмитрий Емлютин, коммерческий директор компании «ИТС». – Так что все начинают с небольших заказов. На мой взгляд, сложный этап становления мы прошли и начинаем участвовать в тендерах на равных, опираясь на собственную производственную базу «М-Индустрии».

Иностранцы выбирают иностранцев
Стратегические проекты, как оценивают сами участники рынка, под силу очень немногим российским компаниям. «По нашим оценкам, – полагает Дмитрий Емлютин, – на рынке промышленно-гражданского строительства около 40% – это иностранные компании. В основном их участие наиболее заметно при возведении крупных объектов».
Крупные инвесторы (особенно зарубежные) предпочитают пока выбирать генподрядчиков среди иностранных компаний, причем играют роль такие факторы, на которые раньше не обращали внимания. Например, мало кто из российских игроков может пока предоставить персонал, который бы свободно владел иностранным языком на всех уровнях – от топ-менеджеров до прорабов и рабочих. На уровне рынка генподрядных работ вообще довольно велика роль иностранцев. Если же говорить об изготовлении и поставках материалов для строительства объектов, то здесь однозначно конкуренция идет на уровне российских производителей.

Своих не лоббируем
По оценкам строителей, особо активно наступают на наш рынок финские и турецкие компании. Так, например, генподрядчиком на строительстве завода «Русский стандарт» стала турецкая фирма «Сояко интернешнл», а землеустроительные работы для Toyota выиграли финны. «В этом отношении, конечно, жаль, – сожалеют в ПСК «Пулково», – что на уровне области и города нет некой доли лоббирования интересов местных строителей. На рынок строительства Подмосковья, например, очень трудно попасть – там приоритет отдается московским игрокам на уровне экономических и информационных преференций, а у нас это все скрыто».
Впрочем, пока заводы-гиганты можно пересчитать по пальцам. Так что петербургские компании наращивают свои мощности за счет выполнения средних и мелких проектов (площадь средних – 10-15 тыс. м2, небольших – от 1-1,5 тыс. м2). Рынок промышленного и складского строительства находится только в начале своего развития. В поисках новых объектов большинство компаний склонны к перемене мест – пытаются выйти на заказы везде, где в этом возникает потребность. Это во многом отличает их от строителей жилья, которые в меньшей степени склонны выходить за пределы своего региона.

Промышленно-строительный расклад
20-30% в год – прирост вводимых площадей промышленного назначения в Петербурге
$10-13 млн. – стоимость строительства крупных объектов в этом сегменте
$5-7 млн. – стоимость строительства средних объектов в этом сегменте
1,5 года – максимальный срок строительства промышленных объектов
Основная часть заказов – строительство логистических комплексов и объектов под производство легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности.

Юлия Михеева

источник: Предприниматель Петербурга