Новые находки на дне Балтийского моря

Новые находки на дне Балтийского моря

Участники проекта «Тайны затонувших кораблей», вернулись из очередной экспедиции. Обнаружены еще два судна, затонувшие во время войны.

Участники проекта «Тайны затонувших кораблей», вернулись из очередной экспедиции. Обнаружены еще два судна, затонувшие во время войны. Они больше не представляют опасности. Это - судно-госпиталь «Сибирь» и военный танкер номер 12. Уникальные кадры - в репортаже Алексея Сухорукова:

Финский залив, пятьдесят километров от Кронштадта. Глубина шестьдесят пять метров, видимость практически нулевая. Военный танкер номер двенадцать затонул в августе сорок первого. Он входил в состав одного из конвоев Таллиннского перехода. Из окруженной столицы Эстонии эвакуировали войска и мирных жителей. В ходе операции было потеряно более шестидесяти кораблей. По словам водолаза-исследователя Романа Прохорова, поиск затонувших судов начинается на суше, в военных архивах. Затем исследования дна при помощи гидролокаторов и только после этого – погружение.

Роман Прохоров, водолаз-исследователь: Поразило то, что ощущение, что люди покинули этот объект совсем недавно. В рубке все цело, все приборы на местах стоят… На большинстве объектов, куда ныряем мы, еще никто не был. Ты первый, кто там был, кто прикасается к этим предметам, к этим тайнам.

Корабль хорошо сохранился. Уникальная особенность Финского залива - пресная и одновременно холодная вода, своеобразный консервант. Одна из главных находок – памятная табличка. Как оказалось, советский танкер был построен в Германии, за три года до начала войны. Команда, судя по всему, вела ожесточенный бой с самолетами противника. На палубе - целый арсенал. Пулеметные ленты и винтовки. На носу батарея зенитных орудий. Впрочем, найденные предметы пока не стали экспонатами музеев.

Роман Прохоров, водолаз-исследователь: Подъем объектов требует консервации. Большинство объектов, которые ты поднимаешь, через несколько дней разваливаются. Поэтому нет смысла поднимать объект, если ты не можешь его сохранить.

Главная задача проекта "Тайны затонувших кораблей" не только обнаружение судов. Научный руководитель, Андрей Лукошков, считает, что необходимо составить государственный реестр всех объектов, лежащих не дне.

Андрей Лукошков, научный руководитель проекта: Поскольку все эти корабли сегодня по закону являются государственной собственностью, не мешало бы, чтобы государство знало свою собственность. Многие из этих кораблей являются уникальными памятниками колоссальной стоимости, а некоторые являются памятниками, потому что связанны с историей России.

Каждый затонувший корабль – еще и потенциальная опасность для подводных лодок. Ни танкер, ни госпитальное судно, обнаруженные этим летом, пока не обозначены ни на одной карте. Результатом исследований Балтики, считают участники проекта «Тайны затонувших кораблей, станет и документальный сериал. Материал настолько богатый, говорит, Андрей Лукошков, что планируется снять двадцать пять фильмов.