По узким коридорам и крутым ступеням

По узким коридорам
и крутым ступеням

идут посетители звонницы Смольного собораМария КАМЕНЕЦКАЯВ Петербурге довольно много жителей, которые любят смотреть на город с высоты птичьего полета.

идут посетители звонницы Смольного собора
Мария КАМЕНЕЦКАЯ

В Петербурге довольно много жителей, которые любят смотреть на город с высоты птичьего полета. Этот ракурс, по их мнению, гораздо интереснее обычного взгляда снизу вверх. Не случайно на колоннаду Исаакиевского собора всегда очереди (не только туристов), а выходы на самые популярные крыши в центре города постепенно перекрывают. Прогулки по крышам уходят в прошлое. Приходится довольствоваться официальными смотровыми площадками. Впрочем, такое путешествие не менее интересно.

Около недели назад в городе появилась новая площадка — звонница Смольного собора, открывшаяся после реставрации. С нее виден Петербург, где много соборных куполов, высоченных заводских труб, мостов и суровых административных зданий. Петербург не парадный, но вполне прекрасный. Чтобы увидеть эту красоту, надо одолеть 276 ступенек и подняться на высоту чуть больше пятидесяти метров. Звонница — одна из самых высоких смотровых точек города.

\

Сейчас на звонницу ежедневно с 11.00 до 17.00 поднимаются около ста посетителей. Примерно столько же человек трудятся на крыше собора и под куполом: реставрация еще не завершена. Заведующий отделом «Концертно-выставочный зал «Смольный собор» Анатолий Малинин рассказал, что не все поддерживали идею открыть звонницу до окончания работ. «Но мы рискнули. Людям же интересно посмотреть, как работают реставраторы. Когда еще увидят? Это своего рода уникальное, неповторимое зрелище», — считает Малинин.

\

Пока посетителей сопровождает экскурсовод. Но когда график станет регулярным, рассказ о Смольном соборе будет звучать в записи: по всему маршруту установят динамики. «Надо пожалеть экскурсоводов. Представьте: несколько раз в день бегать по 276 ступенек вверх-вниз!» — говорит заведующий отделом.

\

Поднимаясь по крутым лестницам, посетители видят исторический, первоначальный, облик Смольного собора. Узкие проходы, кирпичные стены и лестничные пролеты за двести лет почти не изменились. Было решено сохранить кое-какие древние частички в том виде, в каком они дожили до XXI века. Правда, на исторических деревянных балках, к печали сотрудников музея, уже появились рисунки и узоры, нацарапанные чьей-то шаловливой рукой. Авторство принадлежит первым посетителям звонницы.

\

Серьезная реставрация фасадов, крестов и куполов началась в 2002 году, первая за пятьдесят с лишним лет. Мелкие восстановительно-ремонтные работы велись всегда, однако вплотную собором не занимались. Вначале руководство музея и реставраторы рассчитывали управиться за год. Но быстро поняли: идея утопическая. Объем работ колоссальный, который сложно было оценить, что называется, с разбегу.

\

За три года удалось полностью отреставрировать верхнюю часть фасадов (от куполов до крыши), восстановить гипсовую лепнину, фигуры ангелов из меди и позолоты на основном соборе. Конструкции соборных луковиц усилены и частично заменены. Восстановлены кресты, в том числе и печально известный, который в 2001 году не выдержал сильного порыва ветра и упал. Полностью отреставрирована одна боковая церковь, почти готова вторая. К концу года реставраторы надеются закончить реставрацию фасадов и куполов. Предстоит также восстановление кровли и исторической балюстрады Смольного собора. Через некоторое время появится вторая смотровая площадка, идентичная по оформлению и размеру, но показывающая Петербург немного с другого угла.

\

Вот только колоколов на звоннице нет. В 1924 году два огромных отлитых на Валдае колокола были демонтированы. Дальнейшая их судьба нигде не зафиксирована — скорее всего, переплавили. На звоннице осталось только напоминание — древние балки и опоры, на которых держались колокола. «Не исключено, что когда-нибудь колокола вернутся, — предположил Анатолий Малинин. — Это возможно, если Смольный собор опять станет действующим храмом. Кто знает? Не будем загадывать».

\

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

\