Бернгардовка

Бернгардовка

Ныне это микрорайон города Всеволожск, а насчет происхождения этого названия есть целая легенда. Якобы в свое время управляющим у графа Всеволожского был некий Бернгард, и ему принадлежали земли рядом с господским поместьем.

Ныне это микрорайон города Всеволожск, а насчет происхождения этого названия есть целая легенда. Якобы в свое время управляющим у графа Всеволожского был некий Бернгард, и ему принадлежали земли рядом с господским поместьем. При строительстве железной дороги насыпь должна была захватить часть земель. В качестве компенсации за ущерб Бернгард потребовал, чтобы одна из железнодорожных станций была названа в честь его самого, а улица вдоль дороги — именем его жены Христины. Вот так якобы и появились на губернской карте станция Бернгардовка и Христиновский проспект во Всеволожске.

Легенда, конечно, врет.
На самом деле Ганс (Иоганн) Бернгард (1826 — 1913) был кондитером, да и жену его звали иначе. В Россию он приехал в 1843 году из Швейцарии, а в 1848-м открыл на Васильевском острове кондитерскую под названием «Бернгард» (неподалеку от того места, где ныне стоит памятник мореплавателю И. Ф. Крузенштерну). Это заведение, славившееся гостеприимством хозяина и его жены, с удовольствием посещали студенты, преподаватели и сотрудники научных учреждений.

\

Дела Бернгарда шли удачно, и в 1870 году он купил в Христиновке Рябовской волости Санкт-Петербургского уезда молочную ферму с 80 десятинами земли и начал заниматься животноводством. В «Списке населенных мест Всеволожского района», изданном в 1896 году, Христиновка обозначена как мыза «на собственной земле; при Ириновской железной дороге; при р. Лубье; 1 двор, 8 м[ужского] п[ола], 4 ж[енского] п[ола], всего 12 человек».

\

Стада Бернгарда пасли сенбернары, а доили коров только мужчины. Христиновка все больше напоминала родину бывшего кондитера.

\

Каждый год 1 августа, в день национального Дня Швейцарии, в усадьбу Христиновка приезжала вся петербургская колония швейцарцев. Поднимался швейцарский флаг. Летом общество взаимного вспоможения организовывало совместные выезды в пригороды Петербурга.

\

В 1889 году Г. Бернгард предоставил свое имение для проведения праздника с состязаниями по стрельбе. Более двухсот швейцарцев собирались на эти праздники с пикником, танцами, национальными играми — стрельбой по мишеням, борьбой, лотереями. Среди гостей бывали представители семейств Бенуа, Медем.

\

В 1892 году через мызу Бернгарда прошла первая в России узкоколейная железная дорога, предназначавшаяся для перевозки торфяных брикетов для отопления Петербурга. Ириновская железная дорога шла от станции «Охта» в Петербурге по нынешнему шоссе (Дорога жизни), мимо Приютина и поворачивала в Христиновку. Между тем в южном направлении уже существовала одна станция Христиновка («на р. Лутта, 1 двор, 2 м[ужского] п[ола], 3 ж[енского] п[ола], всего 5 чел.»), и именно туда нередко присылали корреспонденцию на имя Бернгарда. Тогда во избежание путаницы Иоганн Бернгард подал прошение переименовать станцию «Христиновка» в станцию «Бернгардовка», тем более что часть земель Бернгарда была занята под железную дорогу. Его просьба была удовлетворена. В январе 1910 года станция получила официальное название «Бернгардовка».

\

Двумя годами ранее, в 1908 году, Иоганн и Вероника Бернгард отметили в Бернгардовке свою золотую свадьбу, на которой присутствовали многочисленные гости...

\

После смерти Ганса Бернгарда в 1913 году (похоронен на Северном кладбище рядом с внучкой) организацию традиционных праздников продолжили его дети, и это продолжалось до 1917 — 1918 годов.

\

В 1918 году все члены семьи Бернгарда по мужской линии ушли через Финляндию на родину своих предков. В Петербурге осталась только внучка Иоганна Бернгарда от сына Александра — Елизавета Александровна. Впоследствии она вышла замуж за профессора Политехнического института Юрия Владимировича Баймакова. У них было два сына.

\

Покинув Бернгардовку, ее бывшие хозяева оставили все постройки, включая господский дом. В конюшнях остались лошади, в коровниках — коровы. Кто распорядился покинутым хозяйством, мы не знаем, хотя нетрудно догадаться, что распорядился в свою пользу. Усадьба в Бернгардовке уже давно не существует, ибо она попросту стерта с лица земли.

\

Во время Великой Отечественной войны в усадебном доме Бернгардов разместился дом отдыха. Там отдыхали бойцы 6-го, 7-го и 8-го полков ВВС, а также летчики 1-го минно-торпедного авиаполка.

\

Близ Бернгардовки был разбит ложный аэродром. На нем два моряка из досок и фанеры сколачивали макеты истребителей, очень похожие на настоящие. Почти в одно и то же время два «Мессершмитта» прилетали и штурмовали эти деревянные макеты.

\

Заведовал «аэродромом» командир сводного Лужского комсомольского отряда А. Г. Романов. Вместе с ним в Бернгардовку отправили группу девушек-«трудармеек»: Ольгу Марцевич, Зинаиду Кудваровскую, Екатерину Никифорову (в замужестве — Мурдашову), Лидию Страшкову (в замужестве — Ларионову), Клавдию Ларионову. Будучи старше своих подопечных лет на двенадцать, Романов казался девочкам почти отцом. И, как отец, опекал их.

\

Он следил за тем, чтобы девушкам выдали теплую одежду. Заручившись специальным удостоверением, закупал продукты через райпотребсоюзы, пока была такая возможность. Романов делал все, чтобы уберечь их, когда Бернгардовку бомбили. А бомбили местность нещадно. Впрочем, затем и был задуман «аэродром», чтобы принимать удары на себя...

\

Летом 1942 года в подсобном хозяйстве РОНО у станции Бернгардовка, неподалеку от ложного аэродрома, работали школьники. Здесь их кормили по нормам рабочей карточки, чем они очень гордились. Все очень старались. Руководили ими три учительницы. В хозяйстве было восемь гектаров земли. Был собран хороший урожай репы и редиса. Капуста и картофель были посажены поздно, так как рассада и семенной картофель по Ладоге были доставлены лишь в июле. Зеленые кочаны, как их тогда называли — хряпа (кочаны не успели завязаться), заквасили.

\

Когда прилетали немецкие самолеты, школьники быстро ложились в канаву. Расправившись с «деревяшками», немцы улетали, а матросы принимались мастерить новые «самолеты», косить траву «летного поля», расставлять макеты в другом порядке, и все начиналось сначала...

\

Летом 1990 года из Швейцарии в Бернгардовку приезжали две внучки Иоганна Бернгарда, родившиеся в 1907 году, — Екатерина и Мелита. Екатерина родилась в Бернгардовке, а Мелита — в Сибири. Потомки Бернгардов посетили бывшую мызу, Всеволожский государственный историко-краеведческий музей, оставили запись в книге отзывов. Их сопровождал житель Петербурга правнук Бернгарда Никита Юрьевич Баймаков (он, к сожалению, умер в декабре 2004 года).

\

В то время когда в Бернгардовку приезжали потомки Бернгарда, церкви здесь еще не было. Деревянный храм во имя равноапостольных Елены и Константина был возведен на месте летнего кинотеатра «Октябрь» у бывшего полотна Ириновской железной дороги. Церковь была освящена в 1994 году. Первым священником был отец Алексей (Амбарцумов); в феврале 2003 года он стал ее настоятелем.

\

А 8 июля 2004 года всеволожский музей встретил более 50 потомков Бернгардов, приехавших из Швейцарии, Финляндии и Петербурга. Представитель потомков Бернгардов зачитал благодарственное послание в адрес музея и подарил копию старинной фотографии семьи.

\

Затем все отправились в бывшую мызу Бернгардов. К счастью, еще осталось что-то от прекрасного (некогда) парка Бернгардов, в котором любят отдыхать жители микрорайона, носящего имя одного из представителей знаменитого рода.