Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Полторы диагонали экранаСегодня — День российского кино

Полторы диагонали экранаСегодня — День российского кино

Сегодня — День российского киноОльга ШЕРВУДРежиссер Владислав Виноградов, классик российской документалистики, научил меня однажды: фильм надо смотреть с расстояния в полторы диагонали экрана и с точки, равноудаленной от его краев.

Сегодня — День российского кино
Ольга ШЕРВУД

Режиссер Владислав Виноградов, классик российской документалистики, научил меня однажды: фильм надо смотреть с расстояния в полторы диагонали экрана и с точки, равноудаленной от его краев. Оператор, когда строит кадр, рассчитывает именно на нее. Это вгиковская премудрость.

С какой точки лучше виден сегодняшний кинопроцесс, полагаю, не научит никто. Потому что «на экране» не только очень разные фильмы, но и их производство, прокат, кинотеатры, фестивали, кинотехника, вузы, архивы и фонды, музеи кино, союз(ы) кинематографистов, премии...

\

И отдельной строкой — управление. Потому что индустрия в целом пребывала в лихорадке больше года, пока шла реформа правительства. И множество проектов оказались замороженными и в итоге подорожали. Теперь мы переживаем скандал между министром Соколовым и главой Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) Швыдким. Возникла угроза новой кадрили (русский народный танец, когда все меняются местами) — и фильмопроизводители замерли в ужасе от грядущей неразберихи. Ибо самое страшное — она. Поскольку к откатам и взяткам, о которых все говорят со словами «все говорят», все же и приспособились. И даже при этой системе нет-нет да и родится то фильм Сокурова «Солнце» (без всяких откатов, на чистом государственном содействии, благодаря исключительно верной политике поддерживать не коммерцию, а высокое искусство, а также дебюты), то фильм Звягинцева «Возвращение» (без откатов, так как вовсе без государственного участия).

\

Стабильность — девиз момента, из всех зол меньшее. Так как при нестабильности все заняты настройкой вестибулярного аппарата, а не анализом, производством и планированием. Между тем лучше всего «экран» должен быть виден именно сверху, из ФАККа. На нашем же городском уровне — из комитета по культуре, я полагаю.

\

Неплохо бы, скажем, иметь у нас, как в столице, программу фильмов, делаемых при содействии городского правительства. И совсем недурственно завести городской музей кино, а то и пригласить к нам жить терпящий бедствие музей московский (в конце концов кино в России появилось на невских берегах).

\

И замечательно верной оказалась бы помощь города хотя бы трем самым большим нашим кинофестивалям (один из которых, «Послание к человеку», между прочим имеет класс А, о чем все забыли), а не противная всякой логике поддержка перспективы их поглощения в угоду фантому. Фантомом я называю здесь то, о чем говорят и пишут, как о «фестивале Рудинштейна на Дворцовой площади». И придется так называть, пока Марк Григорьевич не устроит представление своего проекта для прессы и заинтересованной общественности города, как обещал. (Правда, главного для себя, мне кажется, он уже добился: его имя стоит рядом со словом и понятием «Дворцовая площадь».)

\

Скоро в городе будут почти исключительно частные кинотеатры, что, по моему разумению, неплохо. Однако до разнообразного репертуара (то есть не только американских блокбастеров, но и произведений киноискусства) они дойдут не так скоро, как хотелось бы (хотя движутся в этом направлении). И цены на билеты «легкими» для большинства петербуржцев тоже станут нескоро. Поэтому хорошо бы комитету по культуре определиться с городской политикой в этом вопросе.

\

Существующий список киноточек, приватизации вроде не подлежащих, таков: «Аврора», «Родина», «Дружба», «Занев-ский», «Восход», «Веснушка» и еще одна «Аврора» в Петродворце, но достоверность его совсем не окончательна. Так же, как неизвестно, будут ли у города средства, способы и желание довести четыре последних перечисленных кинотеатра до современных кондиций.

\

Тем более непонятно, что будет с коллекцией фильмов, собранных за многие десятилетия в здании на Пискаревском проспекте. Это второе в стране по размеру после Госфильмофонда хранилище кинокопий игровых картин (там их и реставрируют). Не знаю, есть ли у него статус национального достояния, но то, что это государственное богатство, — факт. Что будет с этими фильмами, когда система госпроката исчезнет или скукожится окончательно, — летаргический сон? смерть?

\

Вопросов — как всегда, если мы не в мультипликационном классе, где задачи решает Вовочка, — больше, чем ответов. Даже в праздник — День российского кино.