Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Сотворение мира продолжаетсяСегодня — 75 лет народному артисту СССР композитору Андрею Петрову

Сотворение мира продолжаетсяСегодня — 75 лет народному артисту СССР композитору Андрею Петрову

Сегодня — 75 лет народному артисту СССР композитору Андрею ПетровуТатьяна ОТЮГОВАДень рождения Андрей Павлович начнет отмечать сегодня гала-концертом на ступенях Михайловского замка.

Сегодня — 75 лет народному артисту СССР композитору Андрею Петрову
Татьяна ОТЮГОВА

День рождения Андрей Павлович начнет отмечать сегодня гала-концертом на ступенях Михайловского замка. Будут исполнены фрагменты оперы «Петр I» и балета «Сотворение мира», симфонические произведения, романсы, музыка к кинофильмам. А 11 октября в двух столицах начнется юбилейный фестиваль, который будет называться «Сотворение мира продолжается».
Наш корреспондент Татьяна ОТЮГОВА встретилась с Андреем ПЕТРОВЫМ несколько дней назад. Композитор с супругой тогда собирались в Москву, чтобы поздравить с семидесятипятилетием Георгия Данелию, с которым Андрея Павловича связывает не только всем известная совместная работа в кино, но и многолетняя дружба. А сегодня очередь Данелии поздравлять композитора с такой же знаменательной датой. И вместе с режиссером поздравлять Петрова будет вся страна. Потому что вряд ли найдется человек, который хоть когда-нибудь не слышал его музыку.

— Вы, Андрей Павлович, не просто всем известный композитор, но один из самых авторитетных музыкальных деятелей — председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, почетный гражданин нашего города. И первый вопрос вам — общественному деятелю. В этом качестве свой юбилей вы встречаете с оптимизмом?
— Со смешанными чувствами. С одной стороны, не может не радовать, что у нас в городе сегодня замечательные оркестры, прекрасные солисты, много разнообразных музыкальных фестивалей. Но волнует и беспокоит другая сторона — все это остается достоянием очень узкого круга, не выходит за стены тех помещений, где проходят концерты и фестивали. Наше радио, наше телевидение в лучшем случае дают информацию. В худшем — вообще молчат. Но радует то, что расширяется пространство звучащей музыки. Проходят концерты под открытым небом, в музеях, дворцах. Значит, и круг тех, кто может слушать «живую» музыку, расширяется. Но если раньше люди, которые не могут позволить себе посещение концертов, включали радио и слышали любимую музыку, то теперь это практически невозможно...

\

— Недавно к нам в редакцию обратился читатель, который сетовал на то, что радио «Орфей» — единственная в России станция, где можно послушать классическую музыку, — ловится исключительно в УКВ-диапазоне, а это совсем старые приемники, они отживают свой век. Перспектив вещания в FM-диапазоне у «Орфея» пока нет. Наш читатель говорит, что он обращался по этому поводу к вам, в Союз композиторов, надеясь на ваше содействие...
— Я не помню такого обращения. И не знаю, есть ли технические возможности для того, чтобы «Орфей» звучал и на других волнах. Я постоянно слышу разговоры о необходимости усиления сигнала канала «Культура». Но от нас это, к сожалению, не зависит. А те, от кого зависит, интересуются только «рейтинговыми каналами». Кто-то, вероятно, подсчитал, что «Орфей» и «Культура» таковыми не являются.

\

— Вам не кажется, что если так называемые рейтинги и чисто коммерческий подход к художественным и в частности музыкальным потребностям людей будет столь стремительно развиваться, то вскоре наше общество действительно забудет, что такое настоящая высокая музыка? Вы слышали, наверное, о стремлении руководства Филармонии серьезно повысить цены на билеты. Многие ли смогут ходить туда, если за посещение концерта надо будет выложить тысячу рублей?
— Ну, авторы этой идеи наверняка напомнят нам, что цены на концерты поп-звезд или антрепризные спектакли гораздо выше филармонических, и проблем у организаторов не возникает. Но то, что касается Филармонии, проблема не столько финансовая, сколько социальная и культурная. Филармоническая публика — это совершенно особый слой населения. Она платить такие деньги не может. Последние десять — пятнадцать лет многих людей и так лишили возможности слушать живую музыку. Если сделать опрометчивый шаг, то вся слушательская элита окажется за бортом. Наверное, руководство Филармонии хочет привлечь туда другую, богатую элиту, но вряд ли это доставит радость тем исполнителям, у которых есть своя постоянная понимающая публика. Это очень сложный и очень деликатный вопрос. Если бы директором был я, то, наверное, сделал бы один дорогой абонемент с суперзвездами. Но ни в коем случае не стал бы заламывать цены на все концерты. В этом вопросе я бы проявил максимальную осторожность.

\

— По срокам пребывания на посту председателя Союза композиторов вы, наверное, рекордсмен?
— К руководству союзом я приступил в 1963 году. Значит, сейчас уже нахожусь на посту сорок два года. Тихон Николаевич Хренников, если не ошибаюсь, руководил большим союзом сорок четыре года. Так что, возможно, и буду рекордсменом. Знаете, я ведь еще десять лет назад твердо решил покончить с этой работой. Но наступило такое время, что надо было спасти здание, отбивать атаки тех, кто на него имел виды, спасти союз от раскола. В те и в последующие годы за меня стали голосовать 80 — 90 процентов членов союза, намного больше, чем раньше. И не потому, что стали меня больше любить. Просто все понимали, что с кем-то другим люди, от которых все зависит, считаться не будут. У нас очень много замечательных композиторов, но для руководства творческой организацией этого мало.

\

— Тема преемника — очень модная сегодня. Стоит она перед вами?
— Конечно, стоит. Но, честно говоря, это вопрос открытый. Вот руководил союзом Соловьев-Седой. Он мог открыть любые двери — его все знали как автора замечательных популярных песен. Но если в чиновничью дверь войдет композитор, пишущий камерную и симфоническую музыку, он неизбежно будет разговаривать с хозяином кабинета на разных языках. Так что, если говорить о преемнике, то это должен быть человек, которого очень хорошо знают все, а не только меломаны.

\

— А теперь давайте поговорим о музыке. Вашей музыке. Чем вы были заняты в последнее время?
— Был занят теми сочинениями, которые предназначены для моего октябрьского фестиваля. Начнется он в Москве на новой сцене Большого театра. Там прозвучат «Уличные мелодии в смокинге» и одноактная версия балета «Сотворение мира». Все остальные концерты пройдут в Петербурге. Завершится фестиваль в Большом зале Филармонии. И здесь впервые будет исполнена Симфония-фантазия (кажется, я придумал такую форму — не фантастическая симфония, а именно симфония-фантазия) «Прощание с...». Ведь чем дольше живешь, тем чаще прощаешься — с молодостью, мечтами, друзьями. Эта симфония — светлая грусть о неизбежности прощания. Во втором отделении этого концерта прозвучат сочинения, которые я написал в последние пять лет — от 70 до 75.

\

— Юбилей пройдет, фестиваль закончится. Ваши дальнейшие планы?
— Я суеверен и ни о чем заранее не говорю. Я и о «Прощании» стал говорить только тогда, когда написал последнюю ноту. Скажу только о кино. Как только освобожусь от «торжеств», начну писать музыку к 15-серийному художественному телевизионному фильму «Невыученный урок». Это фильм о Столыпине, там присутствуют и Николай II, и Распутин. Сценарий интересный.

\

— «Андрей Петров: от Шостаковича до Шевчука» — так называется книга, написанная вашей женой Натальей Ефимовной. Это ее подарок к юбилею?
— В детстве я сам мечтал стать писателем, брал в руки перо. С возрастом захотелось писать мемуары. Но вдруг обнаружил, что их стали писать и издавать все кому не лень, и оставил эту затею. К моему семидесятилетию была выпущена книга «Четыре слова про Андрея Петрова». Одно из «слов» произнесла моя жена, назвав его «Страницы из ненаписанного дневника». Это вызвало интерес. И вот теперь она написала книжку, состоящую из двадцати главок, — портреты, зарисовки, впечатления, забавные истории. Среди них есть те, которые она знает с моих слов, к ним помещены мои маленькие комментарии. Этот подарок она сделала не только мне, но и себе. Она ведь очень много лет работала на телевидении, с огромным количеством людей общалась. Так что это и ее итоги — предварительные, конечно.

\

— Ваше главное пожелание самому себе?
— Сохранить силы — физические и творческие. Их все меньше с годами. Пишу труднее, медленнее. И тем не менее, хочу еще очень многое сделать.