Велосипед есть, но гор не хватает

Велосипед есть, но гор не хватает

почему маунтинбайк плохо развивается на отечественном бездорожье Маунтинбайкеры любят одну из двух бед России -- плохие дороги.

почему маунтинбайк плохо развивается на отечественном бездорожье

Маунтинбайкеры любят одну из двух бед России -- плохие дороги. Проблема профессиональных райдеров Петербурга заключается в другом -- у нас рельеф местности подкачал, с горами напряженно. А для серьезных соревнований на горных велосипедах требуются крутые подъемы и аналогичные спуски.

Маунтинбайк появился в американском штате Калифорния -- месте, где с перепадом высот проблем нет. Но на традиционных велосипедах по пересеченным трассам далеко не протянешь. Поэтому в середине 70-х годов прошлого века калифорнийским энтузиастам пришлось превращать обычный байк в горный: на него поставили толстые шины, мощную раму, затем добавили амортизационную вилку и дополнительные шестеренки. Правда, самодельные маунтинбайки получились тяжелыми и часто ломались. И только потом крупные фирмы-производители благодаря использованию алюминия, титана и карбона сумели снизить вес велосипеда до 8 -- 12 килограммов.

Первые соревнования по маунтинбайку состоялись в американском местечке Рнака в 1976-м. Участники состязались в кросс-кантри. Затем маунтинбайк проник в Европу. В конце 80-х его признала полноправным видом спорта Международная федерация велоспорта, в 1990-м в США состоялся первый чемпионат мира, еще через шесть лет американцы настояли на включении кросс-кантри в программу Олимпийских игр в Атланте. Кросс-кантри -- это просто длительная езда по пересеченной местности (перепад высот до 200 метров, длина одного круга от 3 до 8 км, время заезда -- около двух часов).

Однако в конце 90-х кросс-кантри стал надоедать зрителям и участникам, гонорары снизились, и многие раскрученные персонажи эмигрировали в шоссейный велоспорт. Правда, россияне в переходах из маунтинбайка в велоспорт не замечены. Поскольку они идут прямо противоположной дорогой. Официальной датой зарождения кросс-кантри в нашей стране считается 1993 год, а "кадры" для нового вида спорта перековали из не слишком удачливых, но амбициозных велосипедистов. И вот в прошлом году расцвела первая российская суперзвезда маунтинбайка -- Ирина Калентьева. На этапах Кубка мира девушка не сходила с пьедесталов почета, и только на Олимпиаде в Афинах она осталась без медали. В нынешнем сезоне у Калентьевой наметился небольшой спад, зато заметно прибавил Юрий Трофимов, выигравший в сентябре "золото" чемпионата мира среди "андеров" (в категории до 23 лет). В общем, назвать наших соотечественников "чайниками" в маунтинбайке нельзя, хотя организация всероссийских соревнований, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

В Петербурге первые энтузиасты кросс-кантри (один -- бывший лыжник, другой -- каратист) появились в середине 90-х, однако до сих пор массовым спортом маунтинбайк у нас так и не стал. Да и удовлетворяющих мировым стандартам трасс в городе нет.

Кстати, кросс-кантри -- далеко не единственный вид маунтинбайка. По степени популярности в мире с ним на равных конкурируют более экстремальные "неолимпийские" даунхилл (есть еще и его антипод -- апхилл) и 4-кросс. Первая дисциплина представляет собой спуск по грунтовой дороге на предельных (до 80 км в час) скоростях, с обязательным наличием трамплинов и препятствий. Вторая очень похожа на борд-кросс в сноуборде. Только вместо сноубордических досок квартеты парней и девушек одновременно спускаются по склонам на байках.

Среди российской молодежи даунхилл (в большей степени) и 4-кросс (в меньшей) нашли своих поклонников, но массового развития опять-таки не получили. В первую очередь, по причине нехватки нормальных трасс и неолимпийского статуса.

Лучше вымазаться в грязи, чем в глине

Главная олимпийская надежда питерского маунтинбайка -- Оксана Рыбакова. Несколько недель назад девушка съездила на свой дебютный чемпионат планеты в Италию, где заняла в кросс-кантри 64-е место. Результат не слишком впечатляющий, но объяснимый.

-- Не считаю свой дебют неудачей. Во-первых, из-за недостаточного времени на акклиматизацию просто задыхалась на высокогорье, да и из-за низкого рейтинга стартовать пришлось из самого хвоста. А обгонять на трассах для маунтинбайка -- радости мало. Пробки почище автомобильных в часы пик.

-- Неужели не объехать?

-- Это ведь не шоссейные гонки, тут другая специфика. После небольшого широкого стартового отрезка трасса резко сужается. Тропинка буквально один метр, попробуй -- обгони. Тем более, уйдя с траектории, сильно рискуешь запутаться в огораживающей трассу сетке. На чемпионате, когда на стартовом круге проехали широкий отрезок, все буквально встали. Уткнулись друг другу колесо в колесо и стояли без дела минимум минуту. Еще неприятнее, когда кто-то умудрился упасть прямо перед тобой. Невезучая соперница развалилась на траектории, а ты вынуждена стоять и ждать. Или пытаться перешагнуть, что чревато падением.

-- Рискованная у вас работа.

-- Да уж, особенно когда спускаешься под углом в 30 градусов откоса, а под колесами мешаются камешки и корни. Маунтинбайк -- вид спорта не экстремальный, однако от велогонок, где выступала до 2000 года, отличается кардинально. Приходится забыть о монотонной, цикличной нагрузке, здесь на первое место выходит филигранная техника управления велосипедом. И в этом причина неудач наших соотечественников -- чисто физически они, может, и превосходят иностранцев, но мастерство у них хромает.

-- Понятно, что ошибки чреваты падениями и травмами.

-- От неудачных падений не застрахован никто. Вот на чемпионате мира наш молодой гонщик, пытаясь преодолеть пробку, полез на обгон, упал и сломал руку. Лично я в последний раз ломала руку на трассе давно -- в 2001-м, а так ограничивалась ушибами и ссадинами. Ничего: упал, встал, отряхнулся и поехал дальше.

-- А в дождь состязания по кросс-кантри не отменяют?

-- Если бы. Вот только тогда наши соревнования превращаются в... легкую атлетику. Ехать с горы или в гору невозможно, приходится почти всю дистанцию бежать с велосипедом. Грязь и глина налипают на велотуфли, скользишь как на катке.

-- Финишировать грязным -- сомнительное удовольствие...

-- Ничего страшного. Приехал -- отмылся. Другое дело, когда орудие труда покрыто глиной. Да еще такой липкой, как на трассах в Сочи или в Москве. Ее потом попробуй с велосипеда счисти -- приходится мыть 3 -- 4 раза подряд.

-- Правда, что после гонки райдеры сперва отмывают велосипеды и только потом моются сами?

-- Все верно. Велосипед для меня как лошадь для всадника. Кормилец. К тому же его ведь не потащишь грязным в гостиницу.

-- Сейчас в Петербурге все больше народу катается на горных велосипедах. Вы тоже?

-- Нет. Когда у меня возникает свободное время, я ни за что не поеду кататься на велосипеде. Лучше на лыжи встану или на ролики. И вообще, я воспитанница спортшколы, поэтому у меня несколько пренебрежительное отношение к туристам. Мы рвем жилы значительно больше. Хотя, согласна, всякие там марафоны (на байках с рюкзаками далеко и надолго) по-своему привлекательны и приносят людям удовольствие. Гнать не надо, весело, хорошо. Там народ развлекается: пиво, девочки, рок-н-ролл...

-- Что, не завидуете простым радостям байкеров-любителей?

-- Иногда завидую. Даже болельщикам, следящим за нашими стараниями. Со стороны некоторые падения выглядят очень эффектно.

-- Сейчас в мире популярность набирает другая разновидность маунтинбайка -- даунхилл. Не пробовали себя в нем?

-- Нет, в моем понимании даунхилл -- это не совсем спорт. Скорее, зрелищное, экстремальное шоу. К примеру, в Америке соревнования по спуску с горок на велосипедах пользуются бешеной популярностью, а у тамошних звезд создан имидж эдаких мачо. Популярных, безбашенных, в общем, похожих на серфингистов. Надо сказать, эти ребята зарабатывают очень неплохие деньги.

-- В Питере с трудовыми доходами тяжело?

-- Хуже не придумаешь. Заработать практически невозможно. Как и выехать на соревнования -- на российские старты иногда езжу за свой счет, а о загранице, всяких там этапах Кубка мира и мечтать не приходится. Хорошо хоть спонсоры помогли -- предоставили неплохой велосипед, за пару тысяч долларов. Но чтобы надеяться на выступление в Олимпиаде-2008, необходимо выступать в крупных, международных гонках. В нашем городе о конкуренции и говорить не приходится.

-- Мало соперниц?

-- Их просто нет. Иногда появляются, но уровень слишком низок. Да что женщины -- я в Питере в мужских соревнованиях выступаю и обыгрываю практически всех, за исключением трех-четырех квалифицированных ребят.

-- Мужикам, наверное, неприятно проигрывать девушке.

-- Ничего, они уже привыкли. Я ведь объективно сильнее всех этих "туристов" и "ботаников".