Военная прокуратура подвела первые итоги специальной операции «Беглец»

Военная прокуратура подвела первые итоги специальной операции «Беглец»

Главная цель операции – розыск дезертиров. В сентябре 46 самовольщиков пришли добровольно, либо были найдены. Причем добровольцев было не так уж много. Хотя в прокуратуре обещали проявить снисхождение и учесть тяжелые обстоятельства.

Главная цель операции – розыск дезертиров. В сентябре 46 самовольщиков пришли добровольно, либо были найдены. Причем добровольцев было не так уж много. Хотя в прокуратуре обещали проявить снисхождение и учесть тяжелые обстоятельства, вынудившие солдат покинуть место службы. А тем временем, розыск военнослужащих продолжается.

Сейчас в производстве военной прокуратуры около 500-т подобных уголовных дел. Среди тех, кого до сих пор ищут в Ленинградской военном округе – 193 петербуржца.

Возможно, многие из тех, кто оставляет место службы и скрывается, не знают, что срока давности по подобным уголовным делам просто не существует. Искать дезертиров будут всю жизнь. Так сих пор не закрыты уголовные дела по некоторым случаям побегов 10-тилетней давности. Операция «Беглец» в ЛенВО проводится уже в 4-й раз. Подробности у Валерия Фенёва.


Андрей Кунгуров, военнослужащий: Меня унижали, я отстоял свои права и считаю, что это законно.

13 июля Кронштадтский гарнизонный суд вынес решение в пользу военнослужащих, самовольно покинувших часть. Те, кого было принято называть дезертирами, стали потерпевшими. А их командир сел в тюрьму. Потому что новобранцы доказали - сержанты их избивали - это и стало причиной ухода из части. А все началось с обращения в Военную прокуратуру. Показав, что можно добиться правды, прокуроры округа дали старт новой акции «Беглец». Самвольно покинул часть - заяви о себе, а дальше решение вынесет суд.

Дав по телефону консультацию матери очередного беглеца, адвокат Елена Филонова рассказывает призывникам об их правах. На таких собраниях дезертиров почти не бывает. Боясь быть пойманными, они ведут полуподпольный образ жизни. В центре города постоянно дежурят патрули. Но они могут требовать документы только у лиц в военной форме. Беглец так рисковать не будет.

Для беглеца обращение в прокуратуру точно такой же риск. И хотя адвокаты советуют – придите с повинной. Суд вынесет справедливое решение. Но очередей к прокурорам пока нет.

Елена Филонова, адвокат: "Я им сама говорю, не будте зайцами. Идите – а они просто бояться бюрократической машины".

Впрочем, в прокуратуре винят не только страх перед бюрократией. Есть еще страх быть наказанным. Ведь бегут и те, кого унижают в армии, и те, кто унижает. Последние покиджают часть, опасаясь попасть за решетку. Так в Вологде был обвинен в неуставных отношениях и приговорен к семи года лишения свободы военнослужащий, бежавший в начале девяностых.

Андрей Гаврилюк, помощник военного прокурора ЛенВО : "Если у тебя есть уважительная причина, все будет в порядке. Но если ты нарушил закон – придется ответить".

Хотя у операции « Беглец» есть официальная дата окончания, военная прокуратура по прежнему готова рассмотреть дела тех, кто придет с повинной и позже. А для тех, кто служит, в частях развешены вот такие листовки. Наболело, излей душу командиру. А не маме.