Должник должнику рознь

Должник должнику рознь

Собственникам квартир выселение не грозит Выселение злостных неплательщиков Соколовских, сменивших свою трехкомнатную квартиру в Кировском районе на комнату в коммуналке, вызвало широкий общественный резонанс.

Собственникам квартир выселение не грозит

Выселение злостных неплательщиков Соколовских, сменивших свою трехкомнатную квартиру в Кировском районе на комнату в коммуналке, вызвало широкий общественный резонанс.
Вдруг выяснилось, что подобная судьба ожидает практически каждого петербуржца, задолжавшего по квартплате за последние 6 месяцев. Благо новый Жилищный кодекс, вступивший в законную силу с 1 марта этого года, полностью развязывает в этом отношении властям руки. А в их решимости воспользоваться этим правом сомнений ни у кого теперь
не возникает. На днях своих отдельных «апартаментов» в Адмиралтейском районе лишился еще один должник.
Он также стал новым обитателем коммунальной квартиры.

«Сегодня еще 140 наших исков находятся в производстве (то есть по ним заведены дела). Всего же в федеральные суды города и мировым судьям направлено порядка 20 тыс. исков о взыскании 323 млн рублей», – говорит начальник судебно-правового отдела Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Анатолий Ксензов. При этом он сообщил, что за последние несколько месяцев «исковая» активность коммунальщиков возросла примерно вдвое. Похоже, что удачно прошедшее первое выселение неплательщиков стало своего рода отмашкой жилищникам, которые воочию убедились в реальности проведения подобных мер.
Г-н Ксензов признает, что выселение является крайней мерой, но другого выхода не видит. «Государство должно защищать свои интересы как собственника», – считает он. Он также предостерегает неплательщиков от того, чтобы погашать задолженность в последний момент. «Решение о выселении может быть принято судом даже в том случае, если вы полностью погасили долги в ходе судебного разбирательства. При этом выселенные граждане не освобождаются от погашения задолженности по квартплате за свою бывшую квартиру», – говорит г-н Ксензов. И хотя теперь их выселять вроде бы уже станет неоткуда, эти средства могут быть возвращены, например, через арест движимого имущества.
Любопытно, что теперь не идет речь о выселении должников в общежития. «Согласно новому Жилищному кодексу с выселенцами должны быть заключены договоры социального найма на новую жилплощадь. Это значит, что переселять их можно только в жилой фонд», – говорит г-н Ксензов. Таким образом, не идет речь о переселении неплательщиков ни в «общаги», ни в так называемый маневренный фонд. Должников будут подселять исключительно в коммунальные квартиры, создавая их несчастным обитателям новые проблемы. Впрочем, г-н Ксензов не исключает, что в отдаленном будущем для выселяемых неплательщиков построят специальный дом, который добавят в жилой фонд. Но это будет «нормальное» здание, а не какие-нибудь бараки.
Понятно, что и такая перспектива мало кого устроит. Так есть ли панацея от выселения?

Даешь приватизацию!
«Есть!» – уверены петербургские риэлтеры. Они считают, что легко застраховать себя от подобных проблем можно, приватизировав свое жилье.
«В Жилищном кодексе речь идет прежде всего о выселении нанимателей. Собственников это никак не касается», – уверен генеральный директор компании «Бенуа» Дмитрий Щегольский. По его словам, собственника жилья никто никогда не сможет переселить в коммуналку. Г-н Щегольский говорит, что если бы господа Соколовские в свое время приватизировали свое жилье, то теперь переехали бы не в комнату, а в такую же трехкомнатную квартиру, но с небольшой доплатой.
Это подтверждает и Анатолий Ксензов. «Да, в этом случае согласно статье 293 Гражданского кодекса приватизированная квартира может быть выставлена на торги, а сумма от ее продажи пойдет ее владельцу за вычетом имеющейся задолженности и расходов на проведение аукциона», – говорит он. Г-н Ксензов считает, что, хотя в ЖК процедура выселения собственников жилья и не прописана, Гражданский кодекс позволяет это сделать. «Наш комитет в самое ближайшее время намерен инициировать подачу исков к ряду должников-собственников», – говорит он.
Но в законность подобных действий верят не все. «Что бы ни говорили господа юристы, а сегодня не существует законной процедуры выселения собственника. Соответствующие статьи в новом законодательстве можно применять только в отношении ипотеки», – считает исполнительный директор компании «Экотон» Екатерина Романенко. Она уверена, что собственники-неплательщики пока остаются неуязвимы для карающей десницы государства. Гораздо более серьезные проблемы, считает она, лежат совсем в другой плоскости. Дело в том, что десятки тысяч горожан, намеренных приватизировать свою жилплощадь до 1 января 2007 года, уже фактически лишились этого права. О чем большинство из них и не догадывается.

За бортом
Прежде всего речь идет о тех гражданах, кто заключил договор социального найма после 1 марта этого года (то есть после вступления в силу нового Жилищного кодекса). Проще говоря, если вы прописались на жилплощади после этой даты, то уже никогда не сможете стать ее собственником. Но на фоне острых дискуссий вокруг принятия пакета жилищных законов этот момент как-то остался в тени, и граждане об этом просто не знают.
Вторая категория горожан, чьи шансы на приватизацию фактически равняются нулю, – обитатели коммунальных квартир. Но, разумеется, не все. Речь идет о коммуналках, одна из комнат которых является «выморочной». То есть проживавший там человек умер либо пропал без вести, и она отошла государству. В первом случае остальные жильцы не могут приватизировать квартиру, так как ее часть является государственной собственностью, а во втором – по причине постоянного отсутствия совладельца их коммунальной обители.
«Метода выкупа такой недвижимости сегодня не существует, а значит, у этих людей просто нет шансов приватизировать такую квартиру», – сетует г-жа Романенко.
«А раз их нельзя приватизировать, значит, их нельзя и расселить. Следовательно, после 1 января 2007 года ни одна коммуналка никогда не будет расселена», – вторит ей заместитель председателя АК «Юринформ-центр» Александр Петренко.
«Выход есть всегда», – уверен генеральный директор компании «Легион-Недвижимость» Максим Чернов. Он считает, что многие граждане, столкнувшись с подобными проблемами, сразу опускают руки, отказываясь от дальнейшей борьбы за дальнейшую приватизацию. «Надо обращаться к профессионалам рынка недвижимости, и они найдут выход из ситуации», – убежден г-н Чернов. Он привел пример из своей практики, когда жители коммунальной квартиры не могли ее приватизировать по причине многолетнего отсутствия своего соседа. Сотрудники агентства, взяв фотографию пропавшего, провели собственное расследование. В ходе него выяснилось, что последний раз его видели за 2 года до обращения в агентство в зале игровых автоматов… в Калуге. Удивительно, но его, в конечном итоге, там и разыскали. До крайности люмпенизированный нашедшийся сосед с превеликой радостью продал агентству свою комнату и, зажав в руке вырученную сумму, вновь растворился на бескрайних просторах России. А потерявшие было всякую надежду жильцы коммуналки приватизировали ее и мирно разъехались.
Но, естественно, это лишь счастливое исключение. Подавляющее большинство обитателей таких коммуналок навсегда останутся жить в государственном жилфонде. Правда, учитывая заявление г-на Ксензова, не совсем ясно, куда их будут переселять в случае задолженности по квартплате. Из коммуналки... в коммуналку, только еще меньшей площади? Но, как известно, метраж для выселенца не может быть меньше 6 метров на человека. А в большинстве коммунальных квартир он нередко меньше этой цифры. Так что, судя по всему, основным объектом давно вынашиваемой мести коммунальщиков станут жильцы отдельных муниципальных квартир. Впрочем, власти, с одной стороны, запугивая неплательщиков, с другой – пытаются успокоить остальное население.

Поле длЯ маневра
«Мы же все-таки не звери. Не надо относиться к происходящему как к стремлению государства выселить всех граждан с целью завладеть их квартирами. Мы будем отдельно разбираться с каждым случаем задолженности и готовы идти людям навстречу», – говорит Анатолий Ксензов.
Но риэлтеры уверены, что петербуржцам нужно срочно подстраховаться и приватизировать свое жилье. «Многие люди, не спешащие с приватизацией, считают, что для жильцов муниципального жилья будет меньше квартплата. Это нелепое заблуждение. Платить все будут одинаково. Единственное – собственники раз в год будут еще платить налог на недвижимость, размер которого сегодня минимален», – говорит Дмитрий Щегельский.
«Возьмите себе кусочек Петербурга, пока такая возможность еще есть», – предлагает Максим Чернов. Тем более что «заморочиться с приватизацией лучше, чем переехать в коммуналку». Ну а если, к примеру, повысят налог на недвижимость, то для малоимущих владельцев городской недвижимости всегда есть поле для маневра. «Пенсия одинакова и в Питере, и в Луге. Но в Луге квартиры гораздо дешевле», – говорит г-н Чернов.
Итак, единственной панацеей от выселения сегодня пока остается приватизация. И хотя власти обещают найти законодательные лазейки и для разборки с собственниками, понятно, что в любом случае они смогут отделаться малой кровью. В то время как наниматели рискуют лишиться буквально всего.

Игорь ЧЕРЕВКО