Власть имеет моральное право

Власть имеет моральное право

Зарплата в конверте унижает человеческое достоинство Нормы 90-х годов, когда государство и его граждане пытались обмануть друг друга, уходят в прошлое.

Зарплата в конверте унижает человеческое достоинство

Нормы 90-х годов, когда государство и его граждане пытались обмануть друг друга, уходят в прошлое. Теперь государство честно говорит:
мы установили минимальные налоги, будьте добры их платить. А кто не хочет, для того создадим нестерпимые условия существования. На прошедшей неделе
в Смольном губернатор Валентина Матвиенко провела расширенное заседание с приглашением руководителей бизнес-структур по теме «Государственная политика Санкт-Петербурга в области оплаты труда».

Заседание проходило бурно. Гнев градоначальницы на нерадивых работодателей можно понять: без легализации заработной платы наполнять бюджет становится все сложнее, ведь он более чем на треть формируется из доходов физических лиц. А если эти доходы не растут? С января нынешнего года правительство приняло решение платить заработную плату работникам бюджетной сферы не менее прожиточного минимума, и за неполный год средняя зарплата в здравоохранении выросла до 9328 рублей, а в образовании – почти до 8 тыс. рублей. С января 2006 года зарплата, по прогнозам правительства, вырастет еще на 15 процентов. Высокая заработная плата сохраняется в финансовой сфере (22 633 рубля), в связи (15 481 рубль) и в строительстве (15 017 рублей). Вместе с тем в таких отраслях, как розничная и оптовая торговля, транспортные перевозки, ремонт автотранспортных средств, средняя зарплата в два раза ниже, чем по городу (10 888 рублей), а на некоторых предприятиях не дотягивает даже до прожиточного минимума. Понятно, что городское руководство такое положение дел не устраивает. И оно всерьез озаботилось легализацией зарплат.

Намерены предпринЯть
Что для этого планируется сделать? Прежде всего – создать нестерпимую обстановку по отношению к тем работодателям, кто платит небольшие зарплаты. Начнут с того, что будут вызывать на ковер и требовать повышения минимальной заработной платы хотя бы до прожиточного минимума. Если не подействует, списки недобросовестных работодателей будут опубликованы в городских СМИ. Кроме того, среди населения планируется провести разъяснительную работу по поводу того, что получать зарплату в конверте – себе же хуже: в будущем будет небольшая пенсия, а в настоящем за медицинское обслуживание придется платить по полной программе, то есть каждый работающий гражданин из Фонда ОМС на собственное лечение получит ровно столько, сколько за него туда перечислил работодатель. Людям постараются объяснить, что легализация зарплат внедряется в их же интересах, и это дело быстрее пойдет, если те, кто получает деньги в конверте, будут стучать на своих работодателей в налоговые органы. Причем «стук» должен быть авторским, анонимный не принимается.
Валентина Матвиенко считает, что власть, которая обеспечила оплату труда в бюджетной сфере не ниже прожиточного минимума, имеет моральное право потребовать того же от других; что бизнес должен быть социально ответственным и думать не только о дне сегодняшнем, но и заглядывать в будущее тех, кто сегодня на него работает, а это ни много ни мало 1231 тыс. человек. Впрочем, создание нестерпимой обстановки – это только один из путей. Второй путь – реформирование трудового законодательства. Губернатор заявила, что правительство города предполагает обратиться в федеральные органы, чтобы они также приняли закон о минимальной оплате труда, равной прожиточному минимуму. Кроме того, на городском уровне планируется такой закон принять не только для тех, кто работает в бюджетной сфере, но и для всех работодателей вообще. На это депутат Наталия Евдокимова сообщила, что данный закон уже прошел два чтения в Законодательном собрании и застрял только потому, что федеральные нормы обязывают руководство регионов-доноров в случае принятия подобного закона доплачивать гражданам до прожиточного минимума из бюджета, если работодатель по какой-либо причине не хочет этого делать. Понятно, что городской бюджет подобной нагрузки не выдержит, вот и лежит хороший закон, дожидается того момента, когда 133-я статья Трудового кодекса (о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума) будет введена в действие особым постановлением Правительства РФ.

Власть идет на соглашение
Третий путь – это заключение трехсторонних соглашений власть – работодатель – профсоюз, обязывающих руководителей предприятий легализовать заработную плату. Сегодня в списке низкооплачиваемых находится немало крупных предприятий, в том числе почти все частные охранные фирмы. Вице-губернатор Михаил Осеевский был возмущен тем, что людям с официальной зарплатой в 2000 рублей выдается оружие: где гарантия, что они не воспользуются им в неблаговидных целях. В число недобросовестных работодателей попала и компания «Ладога», и компании маршрутных такси, и практически весь общепит и торговля. «Сегодня в городе отсутствует безработица, – отметила губернатор. – Правительство планирует в ближайшее время открывать новые высокооплачиваемые рабочие места на строящихся производствах. Квалифицированные кадры уйдут туда. С чем останутся нерадивые работодатели?» Получается, что не только городское руководство, но и сама жизнь заставляет бизнесменов идти на легализацию заработной платы. Правда, при этом надо соблюдать незыблемое правило экономики: рост производительности труда не должен превышать рост заработной платы. И над тем, как увязать срочную необходимость легализации зарплаты с экономическими показателями, работодателям придется поломать голову.

Лилиана Глазова