Морской фасад без "Окна в Европу"

Морской фасад без "Окна в Европу"

i>Градостроительный совет одобрил ход работ по проекту "Морской фасад". Хотя и удивился, что представленные для ознакомления иллюстрации не имеют с действительностью ничего общего.

i>

Градостроительный совет одобрил ход работ по проекту "Морской фасад". Хотя и удивился, что представленные для ознакомления иллюстрации не имеют с действительностью ничего общего.

МЕНЕДЖЕРЫ УК "Морской фасад Санкт-Петербурга" показали членам градсовета три эскиза: проект "Окно в Европу" московской архитектурной студии "Резерв", который в декабре 2004-го был признан победителем конкурса, а также зарисовки от петербургских команд - студии "М-4" и бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры".

Но как заявил Шавкат Кары-Ниязов, президент УК "Морской фасад", проект-победитель не будет реализован по причине функционального неудобства для пассажиров, два же других подрамника - не более чем иллюстрация.

Напомним, компания предполагает намыть у западной оконечности Васильевского острова 450 га новой территории, где на 150 га разместится морской пассажирский терминал для круизных судов и паромов, а на остальной земле будут созданы городские кварталы.

Действующие лица и исполнители
Градостроительная общественность выразила было недоумение - зачем же мы тут собрались? Но представители заказчика внесли полную ясность в ход процесса.

Выяснилось, что несмотря на краткие сроки реализации этого стратпроекта (к 2008-му терминал должен быть!) и свое первоначальное представление о том, что этого можно было достичь без фундаментальных проработок (свидетельство тому - прошлогодний конкурс без внятной программы и градостроительной концепции), теперь заказчик полностью погрузился в тему.

В частности, среди привлеченных консультантов значатся такие международные компании, как Bermello Ajamill&Partners Inc, Knight Frank, Cushman& Walkefild Stiles& Riabokobyl-ko; cреди российских - РОСНИПИ урбанистики, ГТ "Морстрой", "Ленгипроинжпроект", "Ленморниипроект"; а советником президента компании по градостроительству и архитектуре является Олег Харченко, экс-главный архитектор Петербурга.

Проанализировано свыше десятка схожих проектов, реализованных в разных городах мира, в том числе Wan Chai в Гонгонге, Maritime City в Дубаи, Battery Park в Нью-Йорке. Особое внимание уделено лондонскому проекту развития бывших доков: на реновацию территории Докленда площадью 40 га ушло 23 года…

Ab ovo
По словам Шавката Кары-Ниязова, ТЭО проекта прошло согласование более чем в 30 ведомствах, в частности в Главгосэкспертизе и у экологов. Сейчас готовится постановление правительства о переводе предполагаемых к намыву территорий из состава водного фонда РФ в земли поселений с передачей их в собственность Петербурга.

После этого заказчик сможет заключить с городом инвестдоговор, поскольку проект будут реализовывать по схеме частно-государственного партнерства: федеральный бюджет даст денег на дноуглубительные работы и реконструкцию фарватера, остальное составят средства заказчика и привлеченных инвесторов.

Как заявил Олег Харченко, чтобы привлечь инвестора, в проекте должны быть заложены интересные "якорные" идеи. Но уже очевидно, что они не будут связаны с самим терминальным комплексом: "Как показывает международная практика, это небольшие по площадям здания с таможенным пунктом, паспортным контролем и кафе".

Так что никакого огромного, хотя и концептуально привлекательного "Окна в Европу" не требуется. К тому же построить такое массивное сооружение на намывных территориях - отдельная и довольно дорогостоящая головная боль. Оригинальные идеи нужны для окружающей застройки.

Кстати, летом 2006 года заказчик предполагает приступить к созданию проекта планировки этой зоны. Не исключено, что исполнителя этой работы выберут по конкурсу.

Стратегическая линия
Новая береговая линия В.О., которая образуется в результате намыва, в самых общих чертах будет выглядеть как две дуги, разорванные акваторией пассажирского порта. Валентин Назаров, академик РААСН, посоветовал заказчику при подготовке инвестдоговора запросить несколько бОльшую территорию, поскольку технология работ будет непростой и для создания нарисованной линии потребуются "подсобные" площади.

К тому же нужно законодательно уточнить статус новых территорий: разработчики генплана обозначили их как многофункциональные, а в КЗР им указали, что эти земли запрошены под развитие именно портовой функции.

По мнению Валентина Назарова, главной точкой отсчета при дальнейшей разработке проекта должна стать именно технология производства и очередность работ, тогда станет ясно, что же именно здесь можно создать.

Кстати, Олег Харченко пояснил, что рассматривается не только технология намыва, но и голландский способ обживания бывших водных пространств, когда осушается территория и без ее подсыпки строительство начинается с отметки минус 2-3 этажа.

Сергей Соколов, руководитель проектов Фонда инвестиционных и строительных проектов, с удовлетворением отметил, что в умах заказчика свершилась градостроительная революция и проект наконец-то стал развиваться по нормальному, традиционному пути.

Некоторые архитекторы посетовали на то, что результаты конкурсов не принимаются во внимание, жалея, что красивая и открытая "городу и миру" идея Плоткина не будет реализована.

Руководитель же мастерской "Евгений Герасимов и партнеры" заметил: "Хорошо, что у Петербурга появится новый терминал. Когда мы видим, как сегодня круизные лайнеры швартуются в грузовом порту и девушки в кокошниках среди контейнеров пляшут "Калинку", - честное слово, охватывает ужас".