Меценаты в поддержке не нуждаются

Меценаты в поддержке не нуждаются

В настоящее время в Госдуме РФ рассматривается проект закона «О меценатах и меценатской деятельности в области культуры и искусства».

В настоящее время в Госдуме РФ рассматривается проект закона
«О меценатах и меценатской деятельности в области культуры и искусства». Авторы законопроекта считают, что этот документ будет способствовать активному развитию меценатской деятельности в области реставрации памятников культурного наследия. Однако уже сейчас и представители власти, и реставраторы,
и потенциальные меценаты задались вопросом: «А нужен ли вообще
этот законопроект?»

Основную часть проекта закона «О меценатах и меценатской деятельности» выполнили представители некоммерческого партнерства «Северо-Западная ассоциация реставраторов». Реставраторам это нужно в первую очередь для того, чтобы стимулировать меценатскую деятельность, привлекать новых благотворителей. Но у проекта изначально складывается нелегкая судьба. Первая версия проекта не получила поддержки федерального правительства. Власти посчитали, что вполне достаточно одного закона о благотворительности и не следует дробить федеральное законодательство на части. В ответ на это авторы проекта внесли поправки, в которых указали, что благотворительность и меценатство – совершенно разные вещи. Так, по словам заместителя председателя Комитета Госдумы по культуре Елены Драпеко, существенное различие между благотворительностью и меценатством заключается в их целях и задачах. По мнению создателей законопроекта, благотворительность – это социальная поддержка граждан, а меценатство – протекционизм в отношении каких-либо явлений культуры. В обоих случаях средства даются бескорыстно и по доброй воле. Хотя эти условия и отражены в новом законопроекте, сегодня многие участники меценатской деятельности опасаются, что с принятием закона о меценатах право бескорыстно отдавать средства превратится в обязанность.
Основное положение, которое может спугнуть потенциальных меценатов, связано с определением объектов культурного наследия, требующих реставрации. Ранее меценаты могли сами выбирать объект, в который они вкладывают деньги. С принятием нового закона государство лишит их такой возможности. Авторы законопроекта решили, что меценатство нужно развивать в отношении только государственных объектов. Это условие было внесено после того, как в федеральном правительстве рассмотрели первый вариант проекта. Тогда власти (в первую очередь, представители Минимущества) отклонили в документе все, что было связано с объектами частной собственности.
Понимая, что установленные «обязанности» могут лишь воспрепятствовать меценатской деятельности, авторы законопроекта указали формы государственного поощрения благотворителей. К таким поощрениям меценатов относятся установление налоговых льгот, присуждение почетных званий, государственных наград и «увековечивание почетного имени мецената на объектах меценатской поддержки». Уже сейчас многие крупные компании увековечивают свое имя на архитектурном памятнике, в восстановление которого безвозмездно внесли средства.
Почетные звания, награды и памятные знаки с именами меценатов ничего не будут стоить государству. А вот с налоговыми льготами у авторов законопроекта возникли проблемы. Налоговые вычеты – значит, средства, так или иначе вытекающие из государственного бюджета. Елена Драпеко уже сейчас предполагает, что законопроект может быть отклонен только по этой причине. По мнению депутата, с принятием этого закона возникнут сложности с выполнением президентской программы по удвоению ВВП. «Поощрение не обязательно должно быть материальным, – говорит Елена Драпеко. – Жаль, что сегодня нет дворянства, мы могли бы повышать статусы меценатов, как это делалось раньше, называть именами благотворителей улицы…»
Другой вариант решения проблемы предложила советник министра культуры Тамара Гудима: везде в документе вместо слова «льготы» использовать выражение «меры государственной поддержки». По ее мнению, в этом случае проект не будет «вызывать раздражения» в ветвях государственной власти. Однако «льготы» и «меры государственной поддержки» – не одно и то же. Во втором случае нет конкретных условий, проект становится размытым.
С другой стороны, сами благотворители, как выяснилось, не ждут от государства никаких льгот и закона, соответственно, тоже. Заместитель генерального директора Российского благотворительного фонда «Вольное дело» Андрей Калугин признался, что фонд вполне устраивают сегодняшние условия. Никаких льгот для предприятий, которые входят в этот фонд, нет. По словам Андрея Калугина, льготы не нужны хотя бы потому, что у меценатов возникнет множество «бумажных» проблем, связанных с согласованием благотворительных проектов, подписанием договоров и т.д.
В настоящее время все участники меценатской деятельности пребывают в ожидании согласования проекта в различных ветвях власти. Проект в первую очередь должен пройти согласования в Министерстве юстиции и Министерстве финансов. По словам Елены Драпеко, пока никаких отзывов нет. Но уже сейчас можно предположить, что в проект будут внесены изменения, связанные с государственными поощрениями.

Марина Голокова