Меры для роста

Меры для роста

Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков одобрил дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста страны, которые были рассмотрены на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков одобрил дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста страны, которые были рассмотрены на заседании
Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации. Принятие этих мер потребует внести соответствующие изменения в проект программы социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу
(2006-2008 годы) и план действий Правительства РФ в 2006 году.

Президент России Владимир Путин поставил задачу удвоения ВВП за десятилетие и снижения уровня бедности. Ряд мер, направленных на ускорение темпов экономического роста, осуществляется. Тем не менее в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год и на период до 2008 года даже при благоприятной конъюнктуре мировых рынков сырья и энергоносителей темпы роста ВВП могут составить лишь
5-6 процентов в год, что непозволительно мало. Поэтому необходимо осуществление дополнительных мер, которые были бы направлены на ускорение темпов экономического роста и решение первоочередных задач.
Чтобы решить эти вопросы, необходимо принять меры по следующим направлениям: дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки на экономику; активизация инновационной деятельности, направленной на создание условий для выпуска высокотехнологичной продукции; развитие транспортной инфраструктуры, в том числе морских портов; создание условий и механизмов для привлечения долгосрочных инвестиционных проектов в приоритетные сферы экономики; стимулирование структуры экспорта в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособных услуг; вовлечение в хозяйственный оборот земли и интеллектуальной собственности; дальнейшее развитие ипотеки; создание территориальных производственных кластеров; снижение административных барьеров в экономике.

Рынок недвижимости
В целях вовлечения земли и недвижимости в хозяйственный оборот предлагается завершить процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или аренды.
Предусмотренный федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предельный срок для переоформления прав на землю истекает 1 января 2006 года. Однако в настоящее время общее число переоформленных с права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, принадлежащих юридическим лицам, по экспертным оценкам, составляет менее 25 процентов от общего числа земельных участков, которые могут быть переоформлены, поскольку для большинства предприятий действующие выкупные цены и арендная плата являются финансово обременительными.
Это не позволяет вовлечь в хозяйственный оборот большую часть земельных участков, препятствует развитию залогового права и ограничивает возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов, необходимых для развития производства и обновления основных производственных фондов.
Установление высоких выкупных ставок может привести к тому, что совокупная стоимость выкупаемых участков, по оценке Минэкономразвития России, составит ,8 млрд, а по оценке предпринимательского сообщества – 0 млрд.
Размер выкупных цен и арендной платы должен быть установлен с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия и должен стимулировать приобретение земельных участков в собственность путем установления минимальных цен, а в некоторых случаях – бесплатно.
В связи с этим следует установить цену выкупа земельных участков в пределах не более 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 млн человек, и не более 2 процентов – для расположенных в иной местности; установить размер годовой арендной платы за земельные участки, в основном соответствующий размеру земельного налога, рассчитанного для арендуемых земельных участков; предусмотреть возможность предоставления рассрочки платежей за выкуп земельных участков, переоформление прав на земельные участки, в том числе занятые объектами линейной инфраструктуры и земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения; продлить на 3 года срок обязательного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения; вводить при необходимости дополнительные платежи при перепрофилировании земельных участков.
Установление разумных и обоснованных ставок выкупа и арендной платы за землю будет способствовать развитию земельных отношений. Создание полноценных единых объектов недвижимости (имущественных комплексов) станет гарантией прав собственности на недвижимость, обеспечит приток инвестиций в действующие и новые предприятия, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Развитие ипотеки
Обеспечение граждан доступным жильем является одной из целей государства на современном этапе. Для ее достижения необходимо увеличить объем государственных гарантий по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на период 2006-2008 годы до 58 млрд рублей, дополнительные взносы в уставной капитал – 14,2 млрд рублей. Общий объем государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям агентства накопленным итогом на конец 2010 года может быть ограничен предельной величиной 152 млрд рублей.
В целях развития конкуренции на рынке ипотечных бумаг следует при этом сокращать участие ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на рынке обращения ипотечных бумаг сроком до 5 лет и увеличивать участие агентства на рынке ипотечных ценных бумаг со сроком обращения свыше
5 лет, это позволит другим участникам рынка ипотечного кредитования размещать собственные ценные бумаги.
Дополнительными мерами, направленными на развитие ипотечных ценных бумаг, является вовлечение средств Пенсионного фонда Российской Федерации, которое позволит интенсифицировать процесс увеличения сроков обращения ипотечных ценных бумаг, сократить государственные расходы на обслуживание внутреннего долга, являющегося основным объектом инвестирования пенсионных накоплений на сегодняшний день, и увеличить доходность по пенсионным накоплениям.
В настоящее время большая категория потенциальных инвесторов, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, не имеют права вкладывать средства в ценные бумаги, исполнение обязательств по которым не обеспечивается государственной гарантией Российской Федерации.
Необходимо также совершенствование законодательного регулирования долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, исключив солидарную ответственность банка, предоставившего кредит, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства, что будет способствовать обеспечению участия банков в строительстве.
Кроме того, существующий порядок продажи пулов ипотечных кредитов требует обязательной государственной регистрации сделки по переходу прав требования по закладным, что сопряжено со значительными временными и материальными затратами. Предстоит внести изменения в порядок продажи пулов закладных путем установления института номинального держателя закладных, что позволит сократить транзакционные издержки и будет способствовать развитию рынка ипотечных ценных бумаг.
Следует внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие совершенствование требований к ипотечному покрытию и процедуре выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. В этой связи необходимо уточнить порядок определения размера ипотечного покрытия, требования к ипотечному покрытию и порядок досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием, а также изменить механизм страхования жизни заемщика (залогодателя) путем установления в качестве выгодоприобретателя по договору страхования банк, выдавший кредит, или лицо, являющееся залогодержателем.
По оценкам экспертов, в результате реализации мер, направленных на стимулирование жилищного строительства и развитие ипотечного кредитования, произойдет увеличение годового ввода жилья с 41,2 млн кв. метров в 2004 году до 70-80 млн кв. метров в 2010 году, при этом доля населения с доходами, позволяющими приобрести стандартную квартиру с использованием собственных и кредитных средств, возрастет с 9 до 25-30 процентов.