У эстонцев добрые намерения

У эстонцев добрые намерения

Сегодняшнее состояние многих религиозных зданий в Санкт-Петербурге настолько печально, что на их полное восстановление потребуется гораздо больше времени и средств, чем на новое строительство.

Сегодняшнее состояние многих религиозных зданий в Санкт-Петербурге настолько печально,
что на их полное восстановление потребуется гораздо больше времени и средств, чем на новое строительство. Однако церкви являются историческими объектами культурного наследия, и их реставрация принципиально важна отнюдь не только для города.

Таково здание Эстонской Евангелическо-Лютеранской церкви Святого Иоанна, первоначальный вид которому собираются вернуть вот уже 10 лет. Сегодня эстонские власти надеются на то, что через 2 года церковь все-таки восстановят.
Для строительства Эстонской Евангелическо-Лютеранской церкви Святого Иоанна в Санкт-Петербурге в середине XIX века деньги собирали по всей Эстонии. Необходимость в возведении такого здания для эстонцев к тому времени назрела довольно остро. Во-первых, это объяснялось многочисленностью эстонских переселенцев: тогда в Петербурге проживало около 6 тыс. эстонцев. Практически все они были вынуждены посещать богослужения других национальных приходов (немецкого, шведского, финского). Но потребность в родном языке и национальной культуре оказалась сильнее, и в 1860 году здание церкви Святого Иоанна все же было построено в Петербурге на Офицерской улице (ныне Декабристов). Оно и сейчас там стоит. Только вот вид его сегодня совсем не тот, что был прежде.

СоветскаЯ перестройка
По замыслу архитектора Гаральда Юлиуса Боссе церковь первоначально была выполнена из красного кирпича. Сейчас этот кирпич похоронен под штукатуркой советских времен. Церковь имела высокую башню, которую украшал позолоченный крест, высокую лестницу со стороны улицы. Внутри здания находились резная кафедра, алтарь, хоры, две больших люстры и орган. Сегодня ничего этого нет. В советское время церковь, как и все другие религиозные здания, подверглась надругательству со стороны властей. В 1930 году решением Ленсовета богослужения запретили, а сам храм закрыли. Через пару лет церковь была перестроена под клуб. В первую очередь там снесли колокольню, а внутри здания сделали межэтажные перекрытия. Позже в здании церкви размещался Ленинградский 20-й строительный трест.
Та же участь постигла и другие памятники архитектуры, которые входили в комплекс церкви. В конце XIX века рядом с храмом, в четырехэтажном здании, выполненном из красного кирпича, находилась церковная школа. В 1918 году школу у церкви отобрали и превратили ее в «рабочую». Позднее она стала жилым домом.
Жилым стал и доходный дом, здание которого было построено в начале прошлого века. Дом был необходим для укрепления финансового положения церкви и прихода. Его площади планировалось сдавать в аренду под жилье и магазины. Но в том же 1918 году здание также отобрали и поступили с ним аналогичным образом.

Колоколов не будет
1995 год стал значимым для многих верующих людей. Тогда новая жизнь начиналась почти во всех религиозных общинах. В Петербурге началось восстановление Эстонской Лютеранской церкви Святого Иоанна: был вновь создан эстонский приход, богослужения проходили в церкви в Пушкине. Чуть позднее эстонский приход, общество эстонской культуры и Генеральное консульство Эстонии обратились к губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Яковлеву с просьбой вернуть здание церкви приходу. Городские власти вняли просьбам, и в результате здание было передано приходу в бессрочное и бесплатное пользование. Однако из-за отсутствия финансовых средств здание 2 года пустовало. А еще через 2 года представители эстонской общины своими силами попытались привести его в порядок. Очевидно, взялись они за это в предчувствии скорых перемен, так как в конце 1999 года правительство Эстонской Республики приняло решение выделить 200 тыс. эстонских крон для первого эскиз-проекта восстановления церкви. По этому проекту здание должно оставаться в таком же, перестроенном в 30-е годы, виде. Однако в дальнейшем этот вариант не устроил ни представителей эстонской общины, ни власти Эстонии, и в 2003 году был изготовлен новый проект старого здания церкви. Современный проект полностью идентичен первоначальному. Официально сегодняшние предпроектные проработки предусматривают восстановление здания в историческом объеме с воссозданием колокольни, центрального входа с крыльцом и перспективным порталом, утраченного декора, исторических оконных проемов, реставрацией сохранившихся подлинных элементов памятника, а также интерьера молельного зала. В современном проекте, правда, есть существенное отличие от первоначального. Колокольня будет, но не будет колоколов. «Таковы требования города, – в расстроенных чувствах объясняет председатель приходского совета эстонского прихода Святого Иоанна в Санкт-Петербурге Кюлли Сульг. – Мы не имеем права шуметь».

Кроны из разных истоЧников
Хорошую поддержку, по словам Кюлли Сульг, эстонскому приходу сейчас оказывает правительство Эстонии. Так, в этом году на восстановление архитектурного памятника власти выделили 3 млн эстонских крон. Между тем, по оценкам экспертов, общая стоимость реставрации составляет 50 млн крон. Кюлли Сульг говорит, что финансовые средства будут привлекаться из самых разных источников. «Не исключено, что в дальнейшем эстонский приход будет обращаться и в Евросоюз для дополнительного финансирования реставрационных работ», – предполагает председатель приходского совета.
Серьезной опорой для проведения реставрационных работ сейчас является протокол о добрых намерениях, который в октябре этого года подписали министр культуры Эстонии Урмас Паэт, главный епископ Эстонской Лютеранской церкви Яан Кийвит, директор государственного учреждения «Ээсти концерт» Айвар Мяэ и Кюлли Сульг как председатель прихода Святого Иоанна. Добрые намерения всех участников восстановительного процесса заключаются в том, что церковь Святого Иоанна в Петербурге вновь должна стать культурным центром эстонской общины. «Мы восстановим церковь в первоначальном виде конца XIX столетия, достроив шпиль и вернув принадлежность внутренних помещений для нужд прихода и эстонских культурных обществ, в том числе библиотеки и хостеля», – пообещал Айвар Мяэ.

Реставрацию тормозЯт бумаги
Реставрацией здания займутся специалисты НИИ «Спецпроектреставрация». Для этого дела эстонцы были бы рады привлечь родные предприятия. Однако, по словам Кюлли Сульг, «в Санкт-Петербурге нет эстонских проектных фирм, которые бы имели лицензию для реставрации с учетом требований городских властей». Как скоро начнутся работы, пока не известно. На прошлой неделе жители Адмиралтейского района в полной мере ознакомились с предпроектными проработками по реконструкции здания. Это значительно продвинуло подготовку реставрации в бумажном виде. Кюлли Сульг глубоко убеждена в том, что главным тормозом, который препятствует началу реставрации, является именно бумажная волокита. «Это адский труд – пройти все нужные согласования, – говорит Кюлли Сульг. – Сейчас мы согласовываем только предпроектные проработки, а ведь согласование самого проекта еще впереди!» Эстонцы серьезно опасаются, что из-за бюрократических проволочек могут сорваться планируемые сроки восстановления церкви. Уже сейчас можно сказать, что сроки реставрации затягиваются на полгода. Если верить представителям эстонской общины, за ними дело не заржавеет: мол, финансирование гарантировано, а следовательно, и сама реставрация может быть выполнена в указанные сроки. По проекту завершение работ планируется в начале 2007 года. Только вот бумаги нужно вовремя подписать.

Марина Голокова